Куда жаловаться на такси?

26.08.2009 Такси в Хабаровске «разбросаны» где попало. Периодически городские власти совместно с сотрудниками ГИБДД поднимают  проблему и с помощью эвакуаторов и административных штрафов пытаются «выжить» таксистов с насиженных мест – автобусных остановок, гостевых парковок и тротуаров. Изредка этим вопросом озадачиваются депутаты городской думы, ратующие за лицензирование такси и повышение качества сервиса перевозчиков. Вот только воз и ныне там. Нелегальные таксисты,  как и раньше, занимаются извозом, и, в принципе, любой желающий сегодня может взять на рынке шашечки и, нацепив их на автомобиль, заняться собственным бизнесом.

Хабаровская городская дума уже выступала с инициативой сформировать общегородскую диспетчерскую сеть по приему предварительных заявок на такси и организовать специализированные стоянки с их передачей в эксплуатацию перевозчикам.  Однако затея эта не нашла воплощения. Мы по-прежнему видим паркующиеся прямо на автобусных остановках машины такси, которые создают аварийные ситуации и служат причиной для постоянных жалоб и нареканий граждан. К сожалению, штраф за такое правонарушение слишком мал и не способен отпугнуть таксистов. Действительно, 300 рублей сегодня вряд ли кого-то напугают, ведь за день таксист может заработать столько только с одного клиента.

- Рынок таксомоторных услуг у нас в Хабаровске сегодня очень слабо развит, - считает Андрей Никонов, председатель Хабаровской ассоциации такси. - Мы неоднократно предлагали нашим местным властям сделать его более цивилизованным, дать нам место под организованные стоянки, помочь с созданием единой диспетчерской сети. Но, по-моему, создается впечатление, что никому ничего не нужно. С тех пор, как мы писали свои обращения в городскую администрацию, ничего не изменилось в лучшую сторону. Сотрудники ГИБДД не гоняют таксистов с остановок, а нам никто не собирается помогать совершенствовать культуру обслуживания.

По словам Андрея Никонова, Хабаровская ассоциация такси объединила под своим крылом около десятка крупных компаний, хорошо зарекомендовавших себя в сфере перевозок людей. У компании есть свой сайт и свои телефоны доверия, на которых клиенты могут оставлять жалобы в случае, если останутся недовольны сервисом и качеством оказанных услуг.

Совсем, напротив, большинство занятых в этом бизнесе фирм, как грибы выросших в Хабаровске в последние годы, не предоставляют своим клиентам возможности как-то   защищать и отстаивать свои права. В отделе защиты прав потребителей «Комсомолке» сообщили, что к ним не поступают жалобы на таксистов, и вовсе не потому, что данная услуга не вызывает нареканий у горожан. Просто доказать вину той или иной компании, занимающейся перевозками, очень сложно. И это оставляет раздолье таксистам для хамства, нарушений и вообще, полного беспредела в обслуживании. Это и совершенно дикие накрутки, и внезапные повышения стоимости услуги за так называемые минуты ожидания, и порой хамское поведение самих водителей такси по отношению к пассажирам. Нарекания вызывает и работа операторов, которые сначала по телефону называют одну цену, а затем, когда такси приезжает и вы уже садитесь в машину, выясняется, что водитель предъявляет вам уже другую сумму. И деваться-то, в принципе, некуда, особенно ночью, и в частности потому, что нет гарантий, что, если вы обратитесь в другую фирму, там все будет хорошо.

- По идее, если гражданин останется недоволен услугой, то может обращаться к нам с письменной жалобой или по телефонам, - говорит заместитель начальника отдела защиты прав потребителей администрации города Хабаровска Алексей КОНДРАТЬЕВ, - но совсем не факт, что мы сможем помочь. Ведь чтобы что-то предъявить той или иной фирме, занимающиеся услугами, нам нужен хоть какой-то документ об оплате этой услуги, а в большинстве случаев наши граждане никогда не берут чека за проезд на такси.

Надо сказать, что не каждый перевозчик такой чек сможет сегодня предоставить. Между тем, в этом году было принято постановление правительства РФ, которое на федеральном уровне обязало каждого таксиста предоставлять своему пассажиру чек или бланк строгой отчетности. Также, согласно постановлению, на передней панели автомобиля должна размещаться информация о тарифах, принятых на предприятии, а также визитная карточка водителя с фотографией и телефоны контролирующих органов. Вот только ничего подобного в хабаровских такси видеть пока не доводилось.

hab.kp.ru