В Риге пытаются прекратить войну между фирмами такси

07.09.2009

 

Всерьез обсуждается, что число таксомоторных компаний может сократиться с 80 до 10.  

Рижская дума всерьез взялась за наведение порядка в таксомоторном бизнесе. По мнению руководства столичного самоуправления, в городе должно остаться всего 5—10 таксомоторных фирм вместо существующих 70—80. Однако сокращение количества участников легального бизнеса может обернуться выездом на улицы Риги сотен нелегалов, которые и сегодня вовсю «бомбят» в столице без каких-либо лицензий и разрешений и вообще никакому контролю не поддаются. Все это означает, что покончить с таксистскими войнами одним махом вряд ли удастся. 


На улицы выедут нелегалы 


События последних дней ярко показали, что в сфере таксомоторных перевозок страсти накалились до предела. Катализатором, подвигшим думу на решительные действия, явился выход на рижский рынок новой компании Baltic Taxi, сразу же пришедшейся многим таксомоторным фирмам не по нраву. Начались разборки с проколом шин и даже со стрельбой. В пятницу, 4 сентября, проблема обсуждалась на внеочередном заседании президиума Рижской думы. Результатом этого заседания, где присутствовали все заинтересованные стороны, стало намерение городских властей упорядочить сферу таксомоторного бизнеса путем сокращения количества работающих в нем компаний. Так якобы таксистов будет легче контролировать. Правда, каким будет механизм предлагаемых изменений и к каким последствиям эти изменения приведут, сегодня мало кто представляет. 


«Сокращение количества таксомоторных компаний возможно произвести за счет их объединения и укрупнения, — говорит Телеграфу заместитель председателя Латвийской организации работодателей таксомоторной отрасли Алексей Игнатьев. — Ведь фирм, оказывающих услуги маршрутного такси, тоже сначала было около сорока, а сейчас осталось всего восемь. Мне это объединение таксистских фирм видится вокруг диспетчерских центров». 


По мнению Алексея Игнатьева, дума предлагает сейчас очень сложный механизм упорядочения бизнеса таксомоторных перевозок — путем изменения существующего законодательства, введения квот и сертификации таксистов. Можно все сделать гораздо проще, однако озвучивать конкретные предложения собеседник Телеграфа пока не стал. Он также выразил тревогу относительно того, что вся деятельность самоуправления сейчас направлена на контроль за деятельностью фирм, которые работают легально, в то время как нелегалами по-прежнему никто не занимается. А их количество ввиду предполагаемых изменений может резко возрасти. 


«По моим оценкам, в Риге работает до 400 нелегалов, — говорит Алексей Игнатьев. — И чем больше преград будет ставиться легальному бизнесу, тем больше таксистов будут отказываться от лицензий и работать «по-черному». Уже сегодня мы видим тотальное снижение рижских лицензионных карточек и рост их выдачи в районах и в Юрмале, где взять лицензионную карточку во много раз проще и дешевле. И с такими периферийными лицензиями все стремятся работать именно в Риге». 


Таксистам терять нечего
 


Не все игроки рынка таксомоторных перевозок приветствуют идею объединения и тем самым сокращения количества компаний, работающих в Риге. Тем более многим представляется весьма шатким официальное обоснование таких перемен — облегчение контроля за таксомоторным бизнесом. «Это, извините, глупый аргумент, за которым, скорее всего, стоит лоббирование чьих-то интересов, — говорит Телеграфу учредитель и совладелец компании Vudi taxi Владимир Луговский. — В этом, по-моему, вся причина, и недавнее появление на рынке новой компании является тому подтверждением. Отсюда и надо танцевать. Ну какая разница, сколько на рынке компаний? Нужно просто разработать для всех единый стандарт, как это практикуется в других европейских государствах, либо просто не вмешиваться в бизнес: если человек сел в такси и договорился с водителем о какой-то цене, то это его личное дело. Есть миллион способов, как навести порядок в сфере таксомоторных перевозок, просто этим должны заниматься профессионалы». 


Владимир Луговский уверен, что непрофессиональное вмешательство в регулирование таксомоторной отрасли может привести к увеличению количества нелегалов и к другим негативным последствиям: «Кто решает проблемы не созидая, а разрушая то, что уже существует, способен на какие угодно решения, — говорит он. — Если бы власти предоставили убедительные доводы и обоснования, зачем все это делается, дали бы людям, оставшимся без работы, рабочие места, тогда было бы другое дело. Но таксисты — это не тот контингент, с которым можно таким образом бороться, как это делают наши власти. Этим ребятам терять нечего, потому что у них единственный достаток — это то, что они заработают». 


В то же время, как сообщил Телеграфу Алексей Игнатьев, в минувшую пятницу Рижская дума уже перешла от слов к делу: муниципальная полиция Риги устроила в центре города массовые проверки таксистов. Станут ли такие акции регулярными и будет ли от них толк, покажет время. 

 

telegraf.lv