Японцы приехали для изучения опыта работы диспетчерских служб такси в Латвии

23.10.2009



В середине октября в Риге гостила группа японских предпринимателей. При этом внушительная делегация бизнесменов из Страны восходящего солнца - представителей крупнейших корпораций, производящих электронику и системы связи, в частности NEC и Sky perfect JSAT Holdings, пожаловала в офис директора фирмы Riga taxi Геннадия Аксенова. Чем же она так заинтересовала дотошных японцев?

- Геннадий-сан, признайтесь, зачем к вам приходили японцы?

- Да я и сам, если честно, бы удивлен. Мне позвонили и спросили: сколько будет стоить экскурсия к вам японских предпринимателей? Оказывается, таким образом японцы демонстрируют, что ценят ваше время. Я сказал, что если так, то символических 50 евро мне на кофе хватит. Как оказалось, японцы приехали для изучения опыта работы диспетчерских служб такси в Латвии и по своим каналам узнали, что у нас одна из лучших программ.

Дело в том, что в своей повседневной деятельности Riga taxi пользуется диспетчерской программой приема заказов и контроля за их исполнением, которая использует спутниковую связь. Благодаря ей любую поездку можно проследить с точностью до секунды и метра. Это позволяет контролировать работу таксистов, рассчитывать их заработную плату по единому принципу (вот бы такую программу для наших чиновников), оптимизировать работу машин и диспетчеров, совершенствовать клиентскую базу данных, в которой уже больше 270 тысяч клиентов.

Сообщение переводчика о том, что сейчас в фирме вместо 20 осталось 6 диспетчеров, японцы встречают дружным одобрительным киванием головой - хороший результат, как у нас в Японии надо сокращать издержки.

Это японцы понимают. Но вот чего им, у кого дисциплина и коллективная ответственность в крови, никак не уразуметь, так это то, зачем нужен тотальный контроль за таксистами. А ведь, пожалуй, в наших условиях главное в программе - это борьба за престиж компании, за то, чтобы пассажиры знали, что тут не только не обманут, но в случае чего можно сделать распечатку любой поездки, сравнить маршрут, расстояние, выбитую на чеке цену и т. п. Так что в случае любых претензий будет с кого спросить. Выборочному контролю машины подвергаются постоянно, а те, в действиях которых замечено что-то подозрительное, контролируются особенно тщательно.

Аксенов считает, что хитрые японцы ничего не делают просто так. Кризис гонит их по свету в поисках новых идей. И латвийские «ноу-хау» могут пригодиться им в разработке новых продуктов, в частности, для стран СНГ и России - менталитет-то у нас похожий. Президент Sky perfect JSAT Holdings Масанори Акияма просит принести компьютерный блок, устанавливаемый в авто, внимательно рассматривает, спрашивает, сами ли придумали. «Вы программист?» - спрашивает он у Аксенова. - «Нет, спортсмен. Но разрабатывали сами с помощью местных программистов. Потратили 10 лет. Фирма была одной из первых, кто внедрял высокие технологии в рутинную таксистскую работу, например, первой, кто начал использовать бесплатный телефон для заказов, и до сих пор он к услугам клиентов фирмы, хотя конкуренты все чаще переходят на короткие, но с повышенной платой номера.

Раньше пробовали адаптировать различные европейские наработки, но они не подходят к нашим условиям, законам, требованиям. В Швеции диспетчер передал водителю заказ и забыл. У нас надо проследить, пришла ли машина, и сообщить клиенту. Но в той же Швеции мобильный номер человека, заказавшего машину и уехавшего на другой, будет занесен в черный список. У нас же находятся такие пассажиры, кто бахвалится тем, что заказывает три-четыре машины в разных фирмах и едет на той, что быстрее приехала».

Однако и Riga taxi может почерпнуть что-то полезное у японских друзей, увлеченно рассказывает Геннадий Аксенов. Например, возможность обмениваться с водителем файлами. Просит, допустим, пассажир ресторан «Максим». Диспетчер может послать на бортовой компьютер информацию о том, где находится мясной, а где рыбный «Максим», оптимальный маршрут, время работы, заказать столик или даже блюдо - фантастика, которая может стать реальностью и для клиентов Riga taxi.

d-pils.lv