Как пассажиру такси защитить свои права

03.12.2009

Жители столицы жалуются на высокие цены за перевозки, хамство и постоянные опоздания таксистов. Как пассажиру защитить свои права?

 

В Москве около 10 тысяч официальных такси. А еще - до 50 тысяч бомбил-частников. С частниками все понятно: не устраивает водитель или автомобиль - не садись. С официальными такси сложнее. Предлагая, казалось бы, более высокое качество и комфорт, они сами нередко вызывают нарекания.

 

ПОЧЕМУ ТАК ДОРОГО?

 

Главная проблема - тарифы. Поездка с Курского вокзала (стоит на Садовом кольце) по любому адресу в пределах того же Садового - 700 - 800 рублей! На частнике - 300.

- А такси в Москве не может везти дешевле. Все хлебные места - у тех же вокзалов и аэропортов - оккупированы легальными или нелегальными структурами. Хочешь стоять здесь - плати, - рассказывает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. - Вторая причина дороговизны - дичайшая конкуренция со стороны нелегалов-бомбил, которые заняли весь сегмент перевозок эконом-класса. С ними конкурировать вообще нереально! Они не платят ни копейки налогов, не тратятся на предрейсовый осмотр водителей, дополнительное техобслуживание и даже мойку автомобилей. Купили дешевую машину и ездят, пока не развалятся...

 

- Почему же в Европе бомбил нет?

- Менталитет другой. Наши соотечественники пробовали бомбить в Нью-Йорке, Вене и других столицах. Почти никто не садится - не принято! Легальные таксисты объединены в профсоюзы и конкурентов-бомбил просто отжимают с рынка, тут же сдавая в полицию. Да полиция и сама старается.

Во многих странах, кстати, есть законы против нелегальных извозчиков. Мой школьный товарищ Антон, переехав в Израиль, был очень удивлен.

«Машину там поймать можно, и тебя с удовольствием подвезут. Но протянешь деньги - руками машут и не берут, - рассказывает Антон. - Я потом узнал, что если ты взял деньги, тебя наверняка сам пассажир в полицию заложит, и та арестует за незаконное предпринимательство. Что интересно - реально закладывают, вот никто денег и не берет».

У нас же ни закона о такси, ни указа по борьбе с бомбилами нет. 14 февраля этого года вышло постановление правительства «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Но в нем, увы, «правила игры» для таксистов не предусмотрены. И московские таксомоторы ездят как хотят.

 

опрос москвичей по работе такси

 

ДЕНЬГИ ЗА... ПРОБКУ

 

- Ехал от Киевского вокзала до Сокола. Водитель сказал, что проезд будет стоить 500 рублей, - вспоминает менеджер турфирмы Андрей. - По дороге попали в пробку, стояли минут 40. Приехали - водитель меня ошарашил: «С вас восемьсот. Я сколько времени в пробке потерял и бензина сжег!» Стали спорить, чуть не подрались. В итоге сошлись на 650...

 

Комментарий эксперта

- Скорее всего, вы имели дело с нелегалом, - говорит Юлия Ефимова, замдиректора фирмы «Такси 956». - Сейчас многие из них самовольно ставят на машине шашечки. Нормальное такси должно иметь на кузове логотип компании, а таксист может назвать лишь приблизительную сумму поездки. И предупредить, что повезет вас по утвержденному в компании тарифу. Если идет оплата за километраж, то - пробка или нет - не важно, вы заплатите только за километры. Если оплата почасовая - заплатите за время в пути. (Не забудьте его засечь! - Ред.) Причем водитель обязан показать вам тарифный план - его распечатка должна быть в каждой машине. Если вы считаете, что с вас берут лишнее, звоните диспетчеру фирмы. Звонки диспетчерам, как правило, записываются, водители знают об этом и вряд ли будут жульничать.


«ШТРАФ» ЗА ОЖИДАНИЕ

- Заказал машину, чтобы ехать в гости, - рассказывает 37-летний Александр, менеджер строительной фирмы. - Обещали прислать к восьми вечера - нету. Ну, думаю, такси в пробке застряло, собираюсь не торопясь. Звонок на сотовый: «Ну где же вы: машина давно ждет!» Спускаюсь, а водитель, оказывается, уже 20 минут у моего дома дремлет. «С вас, - говорит, - доплата за простой машины 200 рублей». Я спорю: «Меня девушка-оператор не предупредила, что вы уже на месте». Но в итоге все-таки пришлось заплатить...

 

Комментарий эксперта

- Этот вопрос законодательством не регулируется, - объясняет Антон Недзвецкий, юрист Московского общества защиты прав потребителей. - В каждой компании свои правила. Поэтому, делая заказ, уточните у диспетчера, должен ли он вам отзвониться, когда машина подъехала. Если должен, но не отзвонился - ничего не платите.

 

ЕДВА НЕ ОПОЗДАЛИ НА САМОЛЕТ

- Мы с мужем улетали в отпуск и заказали такси до аэропорта, - вспоминает домохозяйка Анна. - Время ехать, а машины нет. Звоним диспетчеру, он не в курсе. Потом перезванивает: не волнуйтесь, сейчас подъедет. Проходит 20 минут, 30 - никого. Звоним опять - занято! В итоге мы с огромными сумками выбегаем на улицу, несемся к дороге. Никто не берет! Минут через 20 нам звонят: «Машина у подъезда». Несемся назад, такси на страшной скорости везет нас до «Внуково». Еле успели на регистрацию. Я потом в самолете ревела и валерьянку пила...

 

Комментарий эксперта

- Согласно закону «О защите прав потребителей» за нарушение сроков исполнения услуги вы имеете право требовать 3% от ее стоимости за каждый просроченный день, час или минуту, - говорит Антон Недзвецкий. - В данном случае время измеряется в минутах, поэтому вы были вправе требовать с таксиста существенную скидку.

 

ПОПРОБУЙ ДОЗВОНИСЬ

- Прилетел из командировки поздней ночью. Специально заказал такси заранее - чтобы забрали из аэропорта, - рассказывает коммерсант Олег. - Позвонил жене: мол, приземлился, сейчас буду. Выхожу - нет моего такси! Звоню оператору - с мобильного на их городской. А там «Сейчас операторы заняты, ждите!» и музыка включается. Раз, второй, третий, пятый... В общем, деньги на телефоне у меня кончаются, а такси так и нет. Ловлю бомбилу, еду. Приезжаю - жена в истерике. Я говорит, тебе раз сто позвонила, а ты недоступен. Думала, убили тебя по дороге...

 

Комментарий эксперта

- Заказывая такси с вокзала или аэропорта, попросите, чтобы водитель ждал вас в заранее оговоренном месте и с табличкой - например, с вашей фамилией, - советует Юлия Ефимова. - Часто бывает, что клиент и таксист просто не могут найти друг друга в людном месте. А еще - записывайте сразу несколько номеров такси-фирмы. Например, диспетчера и начальника call-центра. И учтите: у мелких компаний всего один-два телефона, у крупных есть мини-АТС. Чтобы такие ситуации не повторялись, обращайтесь в крупные фирмы.

 

«ДОПЛАТИТЕ ЗА БАГАЖ»

- Поймала такси у станции метро «Царицыно», - рассказывает пенсионерка Елена Борисовна. - Я с поезда была, с двумя чемоданами, а сын не мог встретить. Ехать до дома - пять минут. Договорилась за 200 рублей. Приехали - таксист просит 300. «Сто рублей, - говорит, - доплатите за багаж». А ведь он даже не помог мне его положить и вытащить из машины - просто багажник открыл!

 

Комментарий эксперта

- Единых правил по перевозке багажа нет, - комментирует ситуацию исполнительный директор компании «Командир. Такси» Наталья Новикова. - Все зависит от компании. Я знаю две фирмы, работающие на Курском вокзале, которые берут по 50 рублей за перевозку каждого багажного места. Но водитель в любом случае обязан предупредить, что перевозка багажа платная. То же самое касается помощи при погрузке и выгрузке багажа. В некоторых компаниях, работающих в рамках эконом-класса, водителей не обязывают помогать пассажирам. Но в большинстве фирм водители помогают. А вот переноска багажа - например от машины до вагона поезда - почти у всех фирм платная.

- С вас почти наверняка возьмут деньги за негабаритный багаж, - добавляет Юлия Ефимова. - Ведь пассажиры, например, могут взять в салон лыжи. В этом случае доплата идет за то, что водитель работает в трудных условиях - ведь те же лыжи, тем более не закрепленные, требуют особой осторожности при езде.

 

 

msk.kp.ru