В Белоруссии у нелегальных таксистов конфискуют автомобили

31.03.2010

 

 

Почему идут в «нелегалы»? 

В Могилеве у таксиста-нелегала была конфискована машина. Это первый опыт применения обновленного административного законодательства, вступившего в силу с 23 февраля. Дело в том, что с этого момента допускается по решению суда конфискация машин у таксистов, занимающихся нелегальным извозом. Причем независимо от того, кому принадлежит транспортное средство. На сегодняшний день уже более двух десятков арестованных автомобилей дожидаются своей участи на штрафстоянках. Собираются ли «нелегалы» бросать свой «бизнес»? Почему не оформляются и ставят себя вне закона? Что представляют собой «разборки» таксистов и как легализоваться?

 

На “подсадку”

 

“Чтобы регулировать выполнение законодательства, контролирующая организация направляет своих сотрудников на так называемую подсадку, — рассказывает начальник отдела оперативно-рейдовых проверок инспекции Министерства по налогам и сборам Беларуси по Первомайскому району г.Минска Дмитрий Кривко. — В такси под видом пассажиров подсаживаются сотрудники налоговой инспекции или других контролирующих органов. Процедура проверки начинается после расчета за поездку. Когда факт незаконного извоза установлен, оформляются необходимые документы и дело направляется в суд для принятия решения. При этом человек письменно предупреждается об ответственности (на первый раз). В случае повторного подобного нарушения суд может назначить ему штраф до 100 базовых величин (одна базовая величина составляет 35 тысяч рублей) и конфисковать автомобиль”.

 

Извозчик, отвези меня домой

 

“Нелегала” легко отличить по отсутствию шашечек на крыше авто, наклейкам, напоминающим те, которыми обозначаются легальные такси, но без логотипов действующих в городе служб, — рассказывает инспектор отдела оперативно-розыскных проверок ИМНС Андрей. — Если обычному пассажиру отличить такую машину по внешнему виду бывает сложно, то его обязательно должно насторожить отсутствие таксометра и бэйджика с данными водителя”.
В очереди из такси, выстроившейся возле одного из столичных гипермаркетов, первым стояло авто “нелегала”. Через пару минут, договорившись с водителем о стоимости поездки, мы были в салоне. Когда доехали до места назначения, была произведена “контрольная закупка”,  Дальше дело техники. Как и следовало ожидать, такового не оказалось. Поначалу таксист — 25-летний парень — растерялся, потом попытался доказать свою невиновность. Но, поняв, что деваться некуда, подписал все необходимые бумаги.
 

Нарушителю было вынесено официальное предупреждение. Инспектора внесли его данные в специальную базу таксистов-нелегалов. Она насчитывает более трех с половиной тысяч человек. Кстати, официальных таксистов в стране около девяти тысяч. Здравый смысл подсказывает, что перспективы остаться без машины в случае повторного нарушения должны навсегда отбить охоту заниматься частным извозом. Правда, в последнее время стала намечаться тенденция к сокращению числа “нелегалов”. Это видно и по увеличению количества таксистов, ставших на учет в налоговых инспекциях. Тем не менее даже приблизительный подсчет показывает, что “теневой таксопарк” достаточно велик. Как в этой сфере навести элементарный порядок?

 

Как стать таксистом?

 

По словам начальника отдела контроля транспортной деятельности филиала транспортной инспекции по Минску и Минской области Алексея Саковича, лицензии на эту деятельность выдаются по заявительному принципу. Для этого необходимо обратиться в Министерство транспорта и коммуникаций и представить минимальный пакет документов. Написать заявление, оплатить госпошлину, представить свидетельство об образовании и получении квалификации. Имея в водительском удостоверении открытую категорию “В”, необходимо окончить специальные курсы (три — пять дней). После этого можно устраиваться на работу в любую службу такси. Пройти всю процедуру в течение двух недель в принципе возможно.

 

Валерьянка с пивом

 

Что касается отношений легальных и нелегальных таксистов, то, как нетрудно догадаться, особой радости от существования друг друга они не испытывают. Что делать — конкуренция. Примеры борьбы за место под солнцем самые разные: от сообщений в милицию друг на друга, блокирования машин до...
Как рассказал водитель одного из минских таксопарков, не пожелавший назвать даже свое имя, случаются и “стычки с мордобоем”. А некоторые водители мстят друг другу подлыми способами: режут колеса или вкручивают в покрышки саморезы (через день-два езды резина выходит из строя). Есть и более изощренные варианты. Например, один таксист узнал, что стоящий с ним на стоянке коллега — “нелегал”. За это он ежедневно поливал валерьянкой его машину. Через месяц соседу пришлось автомобиль перекрашивать, так как все окрестные коты стали проявлять к ней повышенный интерес.

 

“Нелегальные” семейные традиции

 

Так почему же таксисты-нелегалы не желают оформить свою деятельность официально?
— Большинство “теневиков” давно работают в этой сфере и просто не желают соблюдать законодательство, — говорит начальник управления по контролю транспортной деятельности транспортной инспекции Минтранса Владимир Канунников. — Существуют целые поколения “нелегалов”, которые занимаются частным извозом на протяжении десятилетий: дед, отец, внук. Люди просто не хотят официально оформлять свою деятельность и платить налоги.
 

Другое дело, что некоторым таксистам не нравится делиться выручкой с работодателем. Их можно понять. Но тогда необходимо оформить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и честно зарабатывать себе на хлеб. А если кто-то хочет организовать свой таксопарк, то ему необходимо получить в Минтрансе еще и лицензию на подобный вид деятельности. Для этого необходимо иметь любое высшее или среднее техническое образование. В таком случае можно нанимать к себе на работу других водителей и развивать собственный бизнес.
 

Процедура легализации вполне доступна. Но в настоящее время рассматривается вопрос о еще большем упрощении требований к лицам, осуществляющим такую лицензированную деятельность.
 

Но и к любителям “подвозить не по правилам” нужно применять не только одни жесткие меры. При помощи законодательства необходимо сделать так, чтобы легальный извоз стал во всех отношениях более выгодным, чем “теневой”. Тогда ни у кого не будет возникать вопроса: “Вам “шашечки” или ехать?

 

ng.by