Уловки московских таксистов или как не переплачивать за такси

13.05.2010

Пока городские власти избавляют Москву от бомбил, работающих без лицензии, мы решили узнать, так ли уж добросовестны официальные перевозчики.

 

Разобраться, сколько же мы переплачиваем официальным таксистам за каждую поездку, помог эксперимент. Выбрав две фирмы такси (назовем их так - «Лимонное такси» и «Городские шашечки»), работающие по одинаковым тарифам, мы попросили довезти двух наших корреспондентов от парка Победы до станции метро «Шоссе Энтузиастов». Машины были поданы одновременно. Им предстояло проехать один маршрут в одно и то же время, минуя одинаковое число заторов.

 

ЭКСПЕРИМЕНТ № 1

Утром такая поездка через третье транспортное кольцо занимает максимум 40 минут с учетом пробок. Поиск по картам Яндекса выдал предпочтительный маршрут движения длиной 25 километров. Однако диспетчеры фирм, в которые мы обратились, отказались называть даже примерную цену услуги.

 

- Никто вам этого не скажет. Платите по счетчику: 22 рубля за километр и 10 рублей за каждую минуту простоя и медленной езды по пробкам, - ответили мне.

 

Водитель из «Городских шашечек», который забрал нашего корреспондента, вообще не знал города. Во всяком случае, первые 10 минут он катался по  окрестностям и беспомощно изучал карту. Когда же мы вырвались на свободные улицы, водила зачем-то свернул на север по третьему транспортному кольцу, хотя Интернет сообщал о 8-балльных пробках по данному маршруту. Кроме того, этот путь был длиннее почти на 3 километра.

 

Чтобы не скучать, наш корреспондент считал время в заторах. Насчитал около 15 минут. То есть пробки разорили нас максимум на 150 рублей - 10 рублей за минуту. Каждый километр расстояния, которое мы преодолели с нормальной скоростью, надо было согласно тарифам фирмы умножить на 22 рубля. Счетчик выдал расстояние - 27,5 километра. Таким образом, стоимость маршрута с учетом пробок составила бы 750 рублей максимум.

 

- С вас 912 рублей, - ошарашил водила редакционного экспериментатора, тыча пальцем в цифры на счетчике.

Получается, что эта обдираловка вполне законна. Но может быть, счетчик неисправен или его намеренно подкручивают? Как потом выяснилось, у таксистов тут есть свои уловки (см. ниже).

 

ЭКСПЕРИМЕНТ № 2

Водитель из «Лимонного такси» демонстративно нажал на кнопку счетчика, как только сотрудник «КП» сел в машину. Мол, все честно - убедитесь. Однако, вместо того чтобы выехать на третье транспортное кольцо, решил проскочить по центру Москвы. «Так короче», - объяснил он и начал петлять, будто не заказ выполнял, а городские достопримечательности клиенту показывал.

 

- Я вообще сам не местный, - поддерживал легенду наш сотрудник. После этих слов его дважды провезли по кругу в районе Пречистенки, намотав пару лишних километров. Собрав все пробки, таксист прибыл к станции метро «Шоссе Энтузиастов» через 45 минут после того, как взял заказ. После этого он представил счет в размере 770 рублей. Увидев, что пассажир рассматривает данные счетчика, водила тут же выключил прибор. «Чтобы лишнее с вас не брать, иначе, пока расплачиваетесь, он натикает на десятку», - объяснил он свой поступок.

 

Однако нам не составило труда в Интернете восстановить маршрут движения машины. Кратчайшее расстояние между парком Победы и «Шоссе Энтузиастов» - 20 километров. То есть без учета пробок счет бы не превысил 440 рублей. А с учетом заторов, на которые было потрачено около 10 - 15 минут, составил бы рублей 540 - 590, но никак не 770.

 

МНЕНИЕ

«Пассажирские перевозки рентабельны даже в кризис»

Генеральный директор «Московского такси» Ольга АУЛОВА:

- Работать честно и одновременно зарабатывать можно даже в кризис. В некоторых компаниях, например, клиент может выбирать между временной оплатой по счетчику и фиксированной ценой, которую диспетчер сообщает заранее. Такая система привлекает огромное число клиентов. Что же касается честности самих таксистов, то человеческий фактор исключить нельзя. Мы, например, разрешаем нашим сотрудникам работать параллельно в других фирмах. А самых профессиональных водителей переводим на оклад, их зарплаты достигают 50 тысяч рублей в месяц. К тому же стараемся брать на работу таксистов с московской пропиской, ведь не секрет, что больше всего нареканий вызывают таксисты-гастарбайтеры.

 

КУДА ПОЖАЛОВАТЬСЯ?

В отдел по защите прав потребителей.

Написать в Департамент транспорта и связи города.

Отдел приема жалоб и претензий таксомоторного парка, откуда пришла машина такси.

 

ВОЗЬМИ НА ЗАМЕТКУ

4 популярных способа обмана пассажиров


Как же таксисты умудряются столь беззастенчиво нас дурить? Бывший сотрудник фирмы по пассажирским перевозкам Владимир Волошин согласился рассказать нам про самые популярные среди столичных водителей способы обмана.

 

1. УСКОРИТЕЛИ ТАКСОМЕТРА

- Когда я пришел в контору, понять не мог, каким образом другие водилы умудряются зарабатывать на жизнь. Я, вкалывая сутки напролет на арендованной машине, едва мог свести концы с концами, - рассказывает бывший таксист Владимир.

 

Ежедневно за аренду автомобиля он отдавал фирме 2100 рублей, приблизительно 600 - 1000 рублей тратил на бензин и еще за каждый переданный диспетчером заказ отсчитывал по сотне.

- Вот и считай. Даже если обслужить десять вызовов в сутки по минимальной цене в 400 рублей, получаешь всего 4 тысячи. То есть ровно столько, сколько надо вернуть работодателю и отдать за бензин.

 

О том, что есть такие чудо-кнопки - ускорители таксометра, Владимиру рассказали коллеги.

- Кнопки не купишь, их устанавливают местные умельцы за 1,5 - 3 тысячи рублей, - объясняет мужчина.

Кнопка отходит от таксометра на проводе. После нажатия на нее цифры на счетчике набегают с бешеной скоростью, хотя скорость движения не меняется. Избежать этого можно, только если не сводить глаз с приборов учета всю дорогу.

 

КОММЕНТАРИЙ

Юрист Общества защиты прав потребителей Дмитрий ЛЕСНЯК:

- За использование подобных кнопок водителю грозит уголовная ответственность по статье 159 УК РФ («присвоение денежных средств путем обмана и злоупотребления»). Кроме того, существует гражданско-правовая ответственность с возмещением всех убытков пассажиру. Вдобавок 50% от этой суммы в качестве штрафа отходит государству.

Если показания счетчика вызывают у человека недоверие, он может попросту оплатить столько, сколько обычно платит за данный маршрут, и оставить таксисту свои паспортные данные. Перевозчик вправе подать на вас в суд, хотя на практике отстаивающих свои права пассажиров перевозчики чаще всего заносят в «черный список» и попросту перестают их обслуживать.

 

2. ОБМАН «ПО ОШИБКЕ»

Однако чаще всего клиентов обманывают при помощи вполне исправного счетчика.

- На счетчике имеются кнопки, условно называемые «пассажир-1», «пассажир-2», «пассажир-3»... Они созданы для удобства водителя и могут крутить время и километраж параллельно друг другу, - рассказывает Владимир.

 

При вас водитель может нажать кнопку «пассажир-2», вы увидите нулевой счетчик и в полной уверенности, что вас никто не обманет, поедете к месту назначения. Вы даже не заподозрите, что еще до вашей посадки была включена кнопка «пассажир-1» и счетчик уже вовсю работал. Когда придет время платить, водитель незаметно для вас нажмет на соседнюю кнопку, и сумма к оплате превзойдет ваши ожидания. Вы просто-напросто заплатите за мифического пассажира-1.

- На моей памяти еще никого из водителей, которые используют эту уловку, не поймали, - уверяет Владимир. - А если бы и поймали, всегда можно сказать, что ошибся.

 

КОММЕНТАРИЙ

Юрист Дмитрий Лесняк:

- Это тот случай, когда потребитель оказывается незащищен перед обманом, наказать таксиста будет сложно. Но вы можете возить с собой коммуникатор с GPS и таким образом проверять данные счетчика.

 

такси на Дубровку, поездка на такси3. САМИ МЫ НЕ МЕСТНЫЕ

«Какой дорогой поедем?» Чаще всего этот вопрос, по признанию таксистов, они задают, чтобы понять, ориентируется ли пассажир на местности. Если в клиенте угадывается провинциал или иностранец, который ни улиц, ни столичных расценок на извоз не знает, они смело везут его в пункт назначения самой длинной дорогой.

Многие таксисты накручивают лишние километры еще и потому, что просто не знают Москву. Они работают тут вахтовым методом. Приезжают на две недели, чтобы срубить денег. В арендованной в фирме машине живут, ночуют, едят. Такие водители вечно уставшие, измотанные, к тому же не всегда хорошо ориентируются в мегаполисе.

 

КОММЕНТАРИЙ

Юрист Дмитрий Лесняк:

- Старайтесь не показывать водителю, что вы плохо знаете город, а маршрут заранее изучите по карте. Поинтересуйтесь, как именно вас повезет таксист, не будет ли ближе ехать другой улицей. Об изменениях маршрута движения перевозчик вас обязан предупредить. Если вас обманули и дальность маршрута завысили в разы, вы вправе обратиться с жалобами в фирму-перевозчик и в суд, чтобы добиваться возмещения разницы между заплаченной вами суммой и средней розничной стоимостью поездки.

 

4. У ПРОФЕССИОНАЛОВ ВСЕГДА НЕТ СДАЧИ

- Если с пассажира причитается 900 рублей, а он достает из кармана тысячную купюру, обычно мы говорим, что нет сдачи, - рассказывает Владимир. - На этой уловке много не заработаешь, но иногда лишняя сотня может перепасть. Она срабатывает, когда клиент спешит и ему некогда разменивать купюру.

 

КОММЕНТАРИЙ

Юрист Дмитрий Лесняк:

- Требуйте, чтобы таксист сам разменял вашу купюру в ближайшем ларьке или магазине. Он не имеет права перекладывать эту проблему на вас.

 

msk.kp.ru