Проблем у фирм такси в малых городах прибавилось

Проблем у фирм такси в малых городах прибавилось 26.04.2013

 

 

То, что с принятием нового закона 69-ФЗ проблем у фирм такси в малых городах прибавилось, подтверждают все без исключения предприниматели, работающие в этой сфере услуг.

 

Мы беседуем с директором междуреченской таксофирмы «Мустанг», входящей
в «Гильдию такси Кузбасса», Натальей БАШЛАК.

 

«Мустанг» как семейный бизнес супругов Башлак в Междуреченске работает уже семь лет и считается одной из самых надежных и законопослушных фирм, к тому же стремящейся обеспечить максимальный комфорт для пассажиров. Это предприятие отличает и высокая степень социальной ответственности. Недаром по итогам прошлого года именно «Мустанг» признан победителем городского конкурса в номинации «Лучшая таксомоторная фирма»,а автомобиль «Рено Логан» фирмы «Мустанг» стал лидером в номинации «Лучшее такси».

 

– Новый закон о такси больнее ударил по легальным перевозчикам, чем по бомбилам, – убеждена Наталья Башлак. – Ведь придраться к шашечкам или фонарю всегда проще, чем уличить частника в том, что он берет с пассажира деньги, а не просто даром подвозит старого друга. Вот и получается, что очередная громкая реформа не достигла своей цели. Внакладе остались те, кто добросовестно начал действовать по объявленным правилам.

 

Подготовка к требованиям закона таксистам, вовремя оформившим разрешение, встала в копеечку: мало того, что надо было оборудовать автомобиль для такси по всем правилам, каждому водителю оформить индивидуальное предпринимательство, так еще предусмотреть расходы на предрейсовый медосмотр и техосмотр, налоги и т.д. А цены на проезд в маленьком городе не поднимешь, иначе можно остаться без клиентов. Утешало одно: закон обещал избавить рынок такси от нелегалов. Но, в конечном счете, этого не произошло.

 

…Подготовка к работе по новому закону в таксофирмах Междуреченска началась еще задолго до его принятия. Так, чтобы легализовать работающих в «Мустанге» водителей, Наталья Башлак помогала им готовить документы на оформление ИП, потом сдавала за них налоговые декларации. И неустанно разъясняла каждому, каковы требования нового закона и что необходимо выполнить, чтобы любая проверка не застала врасплох.

 

– Привели в соответствие с законом все автомобили. Заключили договор с АТП, и без ежедневного предрейсового медицинского и технического осмотра на линию никто не выезжает. К началу прошлого года уже все водители работали на легальной основе как предприниматели, мы с каждым оформили договор аренды. Но потом произошло резкое повышение страховых взносов в Пенсионный фонд России и ОМС – с 14 386 рублей до 35 664 рублей. И у некоторых водителей сразу началась паника. Побежали закрывать свои ИП и снова стали работать нелегально. Причем легальные таксисты теперь требуют их в первую очередь обеспечивать заявками, потому что им надо зарабатывать на налоги. А нелегалы считают это несправедливым. В результате – налицо серьезное расслоение коллектива. Нелегалы начали перебегать в другие фирмы, где запросто можно работать без тех требований, которые положены по закону.

 

Многие из тех, кто поспешил закрыть ИП, просто испугались и не учли возможности уменьшения налогов. Ведь если водитель работает один, без наемных работников, и платит за себя страховые взносы в ПФР и ФОМС вовремя, то в декларации по истечении квартала он вправе уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением ЕНВД, на величину страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию полностью, без ограничений. Итого выплаты у индивидуального предпринимателя-таксиста составят три тысячи в месяц (увеличение по сравнению с прошлым годом на тысячу).

 

Но все равно страховые взносы девять тысяч рублей в квартал – сумма великовата для таксистов, работающих в маленьких городах. Ведь они сами себе обеспечивают рабочее место, моют машины, заправляют, меняют резину, содержат и ремонтируют автомобили, к тому же, чтобы стабильно работать, им надо заключить договор с диспетчерской службой, которая обеспечит их постоянными заказами за определенный процент. То есть расходов много. А если автомобиль куплен в кредит, надо еще и эти выплаты учесть. Иной раз водитель не столько заработает, сколько потратит.

 

Казалось бы, из-за чего сыр-бор? Ведь на любом промышленном предприятии за год работник заплатит большую сумму налога. Но когда человек туда устраивается, его обеспечивают всем готовым, ему не надо расходовать собственные средства, чтобы отремонтировать тот же автомобиль или станок. И платит при этом работник только подоходный налог. Все другие выплаты делает за него предприятие. Плюс он пользуется всеми социальными гарантиями. А в нашем случае все ложится на самого предпринимателя. Даже если он заболеет, то получит по больничному самую ничтожную сумму. Поэтому, чтобы прилично получать, таксист должен работать постоянно, не болеть и не тратить время на ремонты.

 

Между тем нередки такие объективные обстоятельства, когда автомобиль длительное время находится в ремонте, водителю по два-три месяца приходится ждать какие-то запчасти. Он не зарабатывает. С чего платить налог? Приостановить деятельность – не выход, потому что страховые взносы в Пенсионный фонд надо платить в обязательном порядке. Закрыть деятельность? Налоговая косо посмотрит: а зачем открывал? Да и чтобы закрыть, нужно будет сдать разрешение на осуществление деятельности в департамент транспорта и связи. Закончится ремонт, надо снова получать разрешение. Оформление занимает до месяца, и в это время таксист не имеет права работать на транспорте, нарушение чревато штрафом от 50 тысяч рублей. Ситуация парадоксальная: работать ему не разрешается, а налог за этот месяц он обязан уплатить!

 

Еще важный момент: разрешение выдается не водителю лично, а на каждое конкретное такси, что опять же неудобно: захотел продать, поменять, обновить машину – нужно сдать разрешение в департамент и месяц не работать, ждать, пока оформят новое разрешение на другой автомобиль. А страховые взносы за этот период не забудь уплатить.

 

Обещали нам одно по этому закону, по сути получилось совершенно другое. И, главное, не удалось снизить число нелегалов. Справедливости ради надо сказать, что в Междуреченске с нелегалами идет борьба совместными усилиями технадзора ГИБДД, налоговой инспекции и ОБЭП. Они осуществляют рейды по проверке легковых такси, так называемые «контрольные закупки». Но эффекта от этой борьбы очень мало. Чтобы нелегального таксиста наказать штрафом в пять тысяч рублей, надо собрать материалы, доказательства, направить дело в суд, отстоять в суде это нарушение. И еще неизвестно, сочтет ли суд доказательства убедительными. Закон не работает, а у контролирующих органов нет времени и возможности добиваться его исполнения. Вот и получается, что в основном проверке подвергаются легальные таксисты, которые всегда на виду. Нарушения типичны: есть шашечки, но нет цветографической схемы, в салоне отсутствует табличка с фотографией водителя и обязательной информацией о фирме такси и правилах перевозки пассажиров и багажа…

 

Подобные претензии были предъявлены и пяти водителям нашей фирмы, но в трех случаях мы доказали, что документы были в наличии. Просто, когда проверяющий инспектор фотографировал салон, он не увидел наверху на козырьке обязательную информацию о водителе и таксофирме. Могу с уверенностью сказать, что все наши водители привели в соответствие с законом свои рабочие места еще к началу 2012 года. Но сейчас у них нет никакого настроения работать по закону. Если еще год назад они думали, что закон встанет на их защиту, то теперь видят, что этого не случилось.

Нелегалов не стало меньше, но наказывать их, получается, нельзя: у сотрудников ГИБДД без налоговой и ОБЭП нет на это полномочий. Получается, что контроль возложили на структуры, которые этим никогда не занимались и для которых отслеживать нарушения в такси пока просто обуза, это отвлекает их от основной привычной работы.

 

Несмотря на явное разочарование от закона, в нашей фирме и по сей день, по сравнению с другими фирмами, остается наибольшее количество легальных такси: более 50. Новичков всех принимаю только через налоговую инспекцию, после того, как оформят ИП.

 

Недавно мы пошли на очень рискованный шаг: приобрели 10 автомобилей «Рено Логан» в лизинг, два купили раньше, в прошлом году. Теперь 12 автомобилей предоставляем водителям в аренду. Затраты большие, бензин дорожает, цены поднять не можем. Все пункты закона выполняем, несем свой крест со всей ответственностью. Вступили в «Гильдию такси Кузбасса», чтобы объединить усилия и вместе решать общие проблемы.

 

Пока держимся, не сдаемся, но работать в условиях нового закона сложно. Надо бить тревогу и пытаться добиться передачи законодательной инициативы по этому закону в регионы, чтобы предоставить субъектам Федерации право самим устанавливать нормы и правила, приемлемые к местным условиям. Какой смысл уравнивать Москву или Сочи с Междуреченском или Осинниками?

Усугубляют ситуацию еще и страховые компании. В Междуреченске они вообще отказываются страховать автомобили, которые будут использоваться как такси. Пришлось страховать по ОСАГО новые автомобили… в Белово. Страховка обошлась по 7600 рублей за каждый автомобиль. В Новокузнецке сумма страховки доходит до 27 тысяч в год, хотя обычному автовладельцу она обойдется всего в две тысячи.

 

На каком основании так завышают свои услуги страховые фирмы? Потому что у такси выше риски? Но докажите тогда это статистикой!

 

Такая же проблема и с КАСКО. Если вы простой автолюбитель, то заплатите 5,5-6% от стоимости автомобиля. А для такси страховка обойдется вдвое дороже. И обязательным условием выставят франшизу минимум 15 тысяч. Это значит, при любом страховом случае 15 тысяч рублей с каждого страхового возмещения будет вычтено.

 

Сколько нам теперь надо работать, чтобы компенсировать все расходы?

 

Источник: http://www.nst-rf.ru