Торговая марка или такси-призрак?

Торговая марка или такси-призрак? 26.04.2013

Вечер не поздний, но нужный мне автобус показал хвост. Что ж, такси не роскошь, скорее – наоборот. Не имеешь возможности содержать собственное авто — плати за «шашечки». Звоню и заказываю машину. 


Такси с Урала 


Девушка-диспетчер долго ориентируется в нужном маршруте. Наверное, новенькая. Но разбитной водитель Иван огорошивает объяснением: «Так она, диспетчер, в Кургане сидит! Это мы свои дороги знаем. Она ж только по карте». 


Получается, чтобы заказать такси в Калининграде, я звонила на Урал? 


А схема простая. Иван фактически покупает заказы у кол-центра, который действительно находится на Урале. За каждого клиента отдает 10%. И всем удобно. Ивану – клиент, диспетчеру – процент, пассажиру – такси по приемлемой цене. 


Кстати, мой словоохотливый водитель рассказал, что невысокая стоимость поездки для него лично с лихвой оправдывается количеством. 


Порадоваться за Ивана мешало ощущение легкого вранья. Вызывала-то я разрекламированное в городе такси, а приехал «бомбила»–стахановец… 


Российская смекалка 


Во все времена горожане спешат. Значит, такси вечно. Государство, отказавшись от монополии, отпустило таксомоторный бизнес в частную собственность, но оставило за собой контроль. Однако реформа свелась к банальному лицензированию. 


Законодатели предполагали, что именно лицензии снимут основную проблему – наличие на дорогах «диких» извозчиков. Однако штрафы на них не действуют. В результате пассажиры рискуют здоровьем, а порой и жизнью. Государство теряет на налогах, а официальные перевозчики имеют демпинг-конкурентов. 


Для юридических лиц введение лицензий практически ничего не поменяло. Зато частникам давало шанс свой кусок хлеба с маслом зарабатывать законно. Усилия минимальные: зарегистрировал ИП, приобрел лицензию, заключил договор на предрейсовый осмотр и — в добрый путь! Конечно же, полностью избавиться от «диких» извозчиков не удалось. Но определенная ясность в этом виде бизнеса появилась. 


Однако сильна Россия смекалкой — нашлась в законе щелка для коготка. Вслед за коготком и лапка пролезла. Зверь-то вроде не страшный. Не рычит, не кусается, даже пользу приносит. Это посредник, кол-центр, диспетчерская служба. Именно с такой службой сотрудничает наш таксист Иван. Кстати, только в Калининграде несколько сотен водителей-частников ежедневно покупают информацию о заказах у трех посредников: «такси «Максим», «Арбат» и «такси «Везёт». 


По какой-то непонятной закономерности большинство посредников гнездится в уральских городках: Кургане, Шадринске, Ижевске. Работают с размахом и выдумкой. В их цепких лапках почти вся Россия! Охвачено 42 региона страны. У каждой такой службы есть мощный корпоративный сайт. Не жалеют они денег на рекламу. Радиостанции на местах навязчиво крутят ролики, призывающие ездить на недорогом и комфортном такси. Баннеры в людных местах висят с легко запоминающимися номерами телефонов. 


А еще – перманентно ведется рекрутирование кадров. Владельцам авто предлагается получать дополнительный приработок. Теоретически ничего криминального. Закон не запрещает оказывать за деньги информационные услуги. Равно как и покупать их. Только вот на практике все обстоит не столь безобидно. 


Криминальные последствия 


Августовской ночью в городе Кургане с тремя подругами случилась беда. Такси, на котором они возвращались после вечеринки домой, попало в ДТП. Автомобиль врезался в бетонный столб. Ольга погибла, Наташа и Олеся попали в больницу. Курганский суд признал вину водителя и осудил на два года колонии-поселения. 


Материалы судебного разбирательства этого ДТП в Кургане интересны одной подробностью. Уже после вынесения приговора по уголовному делу пострадавшие обратились в суд в рамках гражданского кодекса, дабы получить право на компенсацию за причиненные физические и моральные страдания. Они полагали, что перевозчик (фирма такси) обязана ответить рублем за случившееся. Отец погибшей Ольги также просил возместить ему средства, затраченные на похороны дочери. Ведь было достоверно установлено, что девушки сделали заказ такси по телефону и получили подтверждение с номером машины и стоимостью поездки. 


Но именно в гражданском процессе выяснилось, что девушек вез частный извозчик. Простой «бомбила», подрабатывающий на досуге. Информацию о потенциальных клиентах он купил у диспетчерской службы, заплатив 10% от стоимости заказа. Судья приняла решение взыскать с диспетчерской службы по 10 тысяч рублей в пользу отца погибшей Ольги и покалеченных ее подруг. 


Между тем, представитель прокуратуры, не усмотрев причинно-следственной связи между рекламным трюком и ДТП, опротестовал решение суда. 


Есть и другие негативные случаи. Во Владивостоке задержали мужчину, который «бомбил» под маркой такси, покупая информацию у диспетчерской службы. Ему вменяют изнасилование и убийство пассажирки. В Томске девушка, заказав по телефону такси, стала жертвой водителя. В Ульяновске поездка на заказанном по телефону такси закончилась для молодого человека синяками от арматуры. Киров, Тюмень, Новокузнецк… 


Во всех случаях пострадавшие вызывали разрекламированное такси, а фактически садились в машину к частным извозчикам. Но фирма, в которую обращались, была во всех случаях одна и та же – «такси Максим». 


Кстати, вот само название «такси «Максим» является всего лишь торговой маркой ООО «Мобил», зарегистрированного на территории Курганской области. У этого самого «Мобила» в Калининграде, как, впрочем, и других регионах, есть свои представители. Хотя с точки зрения закона, никаких претензий к ООО и его представителю в области таксомоторных перевозок предъявить нельзя. Потому как не осуществляют они перевозок. 


Государство остается с носом 


А что государству нужно от такси? Ясно, налоги. Официальных перевозчиков всегда можно проверить на соответствие закону. А вот так называемые «торговые марки» введут в ступор любой фискальный орган.

Вот, к примеру, «такси «Максим», которое вовсе и не такси, имеет в Калининграде свое представительство. Сотрудника три, включая руководителя и уборщицу. Само ООО платит «упрощенку» в бюджет Курганской области. У нас оно всего лишь подписывает договоры с желающими подработать на личном авто. При этом никакой ответственности за частного перевозчика не несет и проверкой его легальности не занимается. Для заключения договора на информационное обслуживания под маркой «такси «Максим» нужен только паспорт! Водительский стаж, наличие лицензии и регистрации ИП, техническое состояние машины и вообще наличие прав не интересует. И замечу – никакого криминала. Фирма торгует информацией. И вовсе не исключается, что продают они эту самую информацию всем, кто желает её купить. 


Но кто же тогда контролирует, к примеру, таксиста Ивана? Если следовать букве закона, то сразу несколько структур. Транспортный департамент, налоговая инспекция, ГИБДД, в конце концов. Весь фокус в том, что у каждого контролера свои интересы. Инспектор ГИБДД, например, попросит предъявить права, лицензию и страховку. И получит. 


Между прочим, частники используют простую схему. Регистрируется ИП, покупается лицензия, а через пару недель ИП закрывается. Информацию о пассажире Иван получит от диспетчера. Лицензия в бардачке. И родное государство с носом. 


Как бороться с призраками? 


Федеральный закон №69 (т.н. закон «О такси») вступил в силу год назад. Такое понятие, как «диспетчерская служба такси» в нем отсутствует. А раз нет субъекта права, значит, нельзя и наказать. Выходит, что бороться с «летучим голландцем» невозможно? 


Опыт других городов показывает, что попытки делаются регулярно. В ряде городов сотрудники ГИБДД проводят рейды. Останавливают все машины с шашечками, проверяют, есть ли у водителя такси разрешение на перевозку пассажиров, путевые листы с отметками механика и медика, а также наличие таксометра или прайса. 


Во многих регионах пошли ещё дальше — там действуют «подсадные утки». Берут диктофон, меченые купюры и записывают весь процесс оформления заказа - от звонка в диспетчерскую службу до оплаты услуги. Поездка заканчивается, как правило, уже с инспектором ГИБДД и представителем ОБЭП. Наказывают и водителя, и диспетчерскую службу. Административно. 


Очевидно: ни для частников-нарушителей, ни для их проводников в серый бизнес такой вид противостояния не страшен. Акции проводятся от случая к случаю. Штрафы на фоне прибыли смехотворны. Ну, а уповать только на инстинкт самосохранения горожан — почти безнадежное дело. Хотя бы потому, что хозяева диспетчерских служб на рекламе не экономят. Пойди там разберись: где такси, а где торговая марка. 


Щелочка в законе давно уже стала солидной дырой. Латать ее законодатель не спешит. Может быть, властям на местах надо озаботиться безопасностью своих граждан и пополнением бюджета? Может, заставить посредников давать достоверную информацию? Это будет элементарной защитой прав потребителей. 


А частных перевозчиков можно контролировать на предмет налогов. Написал заявление о закрытии ИП — верни лицензию. Да и механизм проверки иногородних посредников немудрен. 


Кстати, в августе в порядке эксперимента мною был сделан заказ машины «такси «Максим». Однако поездка не состоялась. Мое вежливое любопытство на предмет наличия прайса и лицензии для меня закончилось невежливым предложением покинуть салон частной собственности. Могло быть и хуже. Так что без специальной подготовки повторять не рекомендую. 


Елена Турапова

 

Источник: http://www.nst-rf.ru