В Челнах на рынке такси царит «демократия», граничащая с вседозволенностью!

В Челнах на рынке такси царит «демократия», граничащая с вседозволенностью! 15.07.2013



В АВТОГРАДЕ СЕГОДНЯ БОЛЕЕ 1100 ЛЕГАЛЬНЫХ ТАКСОМОТОРНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ, АВТОМОБИЛИ 600 ИЗ КОТОРЫХ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ТРЕБОВАНИЮ ЗАКОНА О ЦВЕТЕ 


Попробовав себя в бизнесах, связанных с продажей стройматериалов, недвижимости, цветов из Голландии, запасных частей для автобусов, а также с автобусными перевозками пассажиров, Сергей Валишев три года назад основал компанию по оказанию услуг такси, которая на сегодня является одним из основных участников челнинского рынка в этом сегменте. В интервью он удивлялся тому, почему власти в Челнах не контролируют выполнение закона о такси, ведь из-за этого бюджеты города и республики теряют не одну сотню миллионов рублей.


«ТЫ ЧТО, БУДЕШЬ 62-М В ОЧЕРЕДИ ЗА КЛИЕНТОМ?»


– Сергей Фаритович, в июне компании исполнилось три года. А как вы начинали? Сколько в Челнах работало служб такси? 


– Состояние рынка было точно таким же, за исключением того, что в городе еще не было федеральных служб такси. Сейчас их две – «Максим» и «Омега», и по слухам открывается третья – такси «Везет». 


Тогда меня друзья спросили: «Сколько служб такси в Челнах?» Я сказал, что 61. Они говорят: «Ты что, будешь 62-м в очереди за клиентом?». Я ответил: «Пока это именно так, но я хочу быть первым». И действительно, на каком-то этапе мы были первыми в городе, пока не споткнулись о такую проблему, как нехватка машин. Мы стали настолько популярными, что предоставить клиентам столько машин было просто нереально. Так бывает, что статистика компании сначала идет резко вверх, на каком-то этапе происходит слом, и она падает. И мы не смогли поймать момент, когда произошел слом, и очень долго падали, теряли клиентов.


И сейчас, когда мы спрашиваем у людей, которые не пользуются услугами нашего такси, с какого периода они перестали нам звонить, отвечают: «Вы нас подвели в мае 2011 года». Но, извините меня, с тех пор прошло уже два года с лишним, мы уже полностью поменялись, уже многих водителей из тех, кто начинал с нами, нет. Диспетчера также многие поменялись, и даже руководство, кроме меня. Вообще другое такси сейчас у нас стало, более приближенное к идеальной картине того, каким оно должно быть! 


«У ВСЕХ ЧЕЛНИНСКИХ ТАКСИСТОВ БЫЛИ ПОГОНЯЛА»


– Вы сказали, что на каком-то этапе стали первыми в Челнах. За счет чего? 


– В 2010 году все такси в городе без исключения работали с использованием рации. Мы первыми внедрили технологию рассылки SMS-сообщений и работы на мобильном телефоне. (Показывает свой мобильный телефон.) Смотрите, у каждого водителя в телефоне есть специальное приложение. Он смотрит район, где находится, и проверяет, есть ли поблизости свободный заказ. Например, у меня высветилось: дом 47/3, подъезд 3, клиента зовут Рустам, он с двумя детьми. А три года назад в Челнах все службы такси работали с помощью рации. То есть все общение диспетчеров на смене и всех водителей происходило с использованием раций. В салоне машины стоял так сказать звуковой фон, состоящий из общения всех в одном канале, что не очень удобно для клиента. 


– Какой именно звуковой фон? 


– Вот представьте, что на линии 300 водителей и что диспетчер по рации каждому что-то кричит. Среди всего этого шума-гама водитель должен услышать свой позывной. Если в других городах у водителей позывные, как правило, «25-й», «42-й», то у нас так нельзя было делать, потому что адреса домов люди знают только по номеру комплекса, а когда диспетчер кричит: «25-й!» – то непонятно, позывной это или жилой комплекс. Поэтому у всех челнинских таксистов появились погоняла: Мангуст, Ретивый, Аметист и даже Солнце! Диспетчер кричит: «Мангуст, Мангуст, ты где? Отзовись!» «Я Мангуст, слушаю!» А зачем клиенту это все слышать? При нашей системе никакой рации не надо, нет ни шума, ни крика. Водитель нажимает кнопочку «Взять заказ», сразу же пишет время, через сколько он будет. На мобильный клиента уходит SMS-сообщение, в котором написано какая машина, через сколько минут приедет. 


В нашей компании приоритеты выстроены так: первое – это удобство для клиента, второе – удобство для водителя, затем – для диспетчера и только в последнюю очередь для руководства. И никак не наоборот, иначе все порушится. Именно поэтому, несмотря на все сложности и трудности, мы сейчас перешли на работу по счетчику. Эта технология позволяет отрегулировать стоимости поездок по городу. Если раньше клиенту поездка в две точки стоила 200 - 220 рублей, то сейчас – 130 - 150 рублей. 


– У вас ведь три вида такси? 


– Да, есть так называемый «средний класс», где собраны машины-иномарки. Есть «эконом-класс» от 80 рублей. Это отечественные автомобили, иномарки попроще, типа «Дэу Нексия». Есть «VIP- класс»: «Тойота Камри», «Мерседесы». Если клиент хочет хорошую машину, он ее получает, но стоит это чуть дороже. Все мы разные, у нас разные способности, «хотелки». И мы стараемся быть удобными для всех. 


– Недавно я получил от вашей компании SMS-сообщение: «Ура!!! Нам три года! Спасибо за ваш выбор!» 


– Да, мы пытаемся держать двухстороннюю связь с клиентами. Сейчас вот нашли новую нишу для общения – SMS-сообщение со ссылкой на сайт. Мы первая служба такси в Челнах, которая открыла свой сайт.


«НЕУЖЕЛИ ВСЕ ИНСПЕКТОРЫ ГИБДД ДАЛЬТОНИКИ? Я В ЭТО НЕ ВЕРЮ!»


– Почему вы решили снижать цены? Конкуренция вынуждает? 


– Мы долгое время поднимали цены, потому что дорогие машины не могут ездить задешево. Когда приняли закон о такси, то водителя, как индивидуального предпринимателя, обязали платить 50 тысяч рублей в год. Это существенные деньги, 4167 рублей в месяц. Где он их возьмет, если тарифы не повышать? С 80 рублей, которые клиент оплатил за поездку, водителю остается около 70 рублей. Получается, он должен обслужить в месяц 60 клиентов, чтобы только налоги заплатить. Поэтому цены поднялись. 


Но есть такие службы такси, которые стараются использовать машины инкогнито: без шашек, лицензии, сертификатов, без медика, механика, у них и реклама на радио такая! Просто человек выходит подработать, берет заказ, непонятно откуда он взялся, и никто не знает, куда исчезнет. Он отвез человека и все! Или не отвез? Это ни на чьей ответственности не лежит. Я считаю, что такой механизм работы – прямой путь для расцвета беззакония. Нужно же хоть каким-то образом это дело регулировать, законы должны выполняться. 


– Кто это должен контролировать? 



– По закону о такси это обязанность ГИБДД, но есть одна маленькая проблема: незнание инспекторами, вернее их руководством, требований закона о такси. Совершенное незнание! Или они все знают и специально ничего не делают. Например, они не знают, что водитель не имеет права работать в такси, если у него нет общего стажа более трех лет за рулем. Я понимаю, что там и так сумасшедшее сокращение прошло, они не успевают, но считаю, что при правильной организации дела, ГИБДД могла бы справляться с этой задачей. Они же проверяют ремни, так? Почему они не останавливают синюю машину, которая ездит с шашкой? У нас в Татарстане с 1 января 2013 года можно только белый и желтый цвет в такси применять. Ну, неужели все инспекторы ГИБДД дальтоники? Я в это не верю.


 «НАМ СВЕРХУ КОМАНДЫ НЕ БЫЛО» 


– А вы разговаривали с руководством ГИБДД? 


– Да, они сказали: «Нам сверху команды не было». 


– То есть никакой надежды, что закон о такси будет выполняться, нет? 


– Ну, почему же? Недавно у нас была встреча в мэрии у нового начальника отдела транспорта исполкома города, где мы договорились о совместной работе. Создали специальную комиссию для решения этой проблемы. Мы, как заинтересованные лица, будем отслеживать работу вновь открывающихся служб такси, проводить проверки, выявлять ошибки, чтобы все по закону было. 


– Как вы думаете, сколько насчитывается в Челнах машин в официальных службах такси и так называемых «бомбил»? 


– За 2011 и 2012 годы в Челнах получили разрешение примерно 950 машин. Еще около 150 разрешений выдано в 2013 году. Итого 1100. Из них около 60 процентов – цветные машины, которые сегодня вне закона. Более 600 машин с разрешениями с 1 января работают незаконно. 


В Челнах работают восемь сильных служб такси. Давайте начнем с нашей. Каким бы скромным я не старался показаться, у нас неслабая компания. Списочный состав у каждой службы около 600-800 машин. Получается более 5000 машин, а разрешений 1100! Вот и посчитайте, сколько налогов не доплачивается, если каждый обязан заплатить 37 тысяч рублей как ИП или подоходный налог. По моим расчетам, каждая машина, которая ездит по городу вне закона, может быть оштрафована на сумму от 8000 до 11500 рублей. Ведь можно было бы получить сотни миллионов рублей в казну Челнов, но никто не хочет этим заняться. И это довольно странно, потому что в Нижнекамске почти нет бомбил. В Альметьевске все очень строго. В Елабуге тоже рынок под контролем. И только в Челнах царит такая «демократия», граничащая с вседозволенностью!


 

«ТАКСИСТЫ ЗАРАБАТЫВАЮТ ДО 80 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ» 


– В вашем такси люди работают на своих машинах или ваших? 


– И так, и так. Если автомобиль наш, то мы сдаем его водителю в аренду, затем он заключает договор с диспетчерской, как уже водитель с автомобилем. 


– У меня, например, машина черного цвета. Получается, я не смогу к вам на работу устроиться? 


– Почему? 


– Вы сами сказали, что в Татарстане разрешены только белый и желтый… 


– Вы спокойно можете у нас работать. Для этого у вас должен быть стаж не менее трех лет, и вы должны открыть ИП. Такси – это договор свободной оферты. У нас вы будете получать соглашение с клиентом в письменной форме, потому что диспетчер заполнит все данные на компьютере. Других клиентов брать мы вам не разрешаем. На вашей машине должна быть табличка «заказной». Мы вам даем конкретного клиента, вы его берете с точки А и везете в точку Б. Это называется перевозки по заказу. Точно так же, как нанимают машину на свадьбу или автобус для перевозки сотрудников. Вы не имеете права поставить шашку, потому что вы не такси, не имеете права возить людей по счетчику, поскольку у вас фиксированная стоимость оплаты по договору. 


– Ваш прогноз: как будут развиваться события на рынке такси в ближайшее время? 


– Сложно сказать… В законе написано, что 1 июля 2014 года будет произведена фиксация разрешений, выданных в регионах. Скажем, сегодня в Челнах выдано 1100 лицензий, а к тому времени, допустим, будет 2000 лицензий. Больше лицензий выдаваться не будет. Есть два варианта. Первый: государство ничего не будет делать, и все будут работать, как сейчас. Второй: государство будет зажимать всех, кто не соблюдает закон, и останется в городе всего 2000 машин. Если только наша компания в день принимает до 2000 тысяч заявок, а в целом по городу работают более 60 служб такси, то можете себе представить, что будет? Соответственно, цены подскочат в разы. 


Но думаю, второй вариант маловероятен. Потому что нашей власти бунты и забастовки не нужны. Ведь кто работает в такси? Малоимущие, которые на основной работе получают мизерную зарплату. Если этим людям запретить работать в такси, они начнут критиковать власть. А ей критика не нужна. Поэтому, я думаю, что и после 1 июля 2014 года все останется, как есть. 


– А как будет развиваться ваша компания? 


– Федеральные компании идут к нам, а мы решили идти к ним. Мы сейчас становимся федеральной компанией, хотим обслуживать другие города. Двигаемся в эту сторону, а куда деваться? Были предложения из Подмосковья, но начнем с Краснодара. Так уж выпало. Это тоже не просто: нужно иметь номер, какую-то базу, поддержку. Сейчас делаем франшизу, будем ее продавать.


 «РАД, ЧТО ПОМОГАЮ ЛЮДЯМ ДВИГАТЬСЯ ПО ЖИЗНИ САМОСТОЯТЕЛЬНО» 


– Вы сказали, что за три года в компании все полностью поменялись, кроме вас. Почему так получилось? 


– К тому, что люди уходят, я теперь начал относиться благосклонно, потому что понимаю, что помогаю им подняться. Например, приходит маркетолог с высшим образованием, поскольку не может работать по специальности. Для этого ведь нужно уметь общаться с людьми, а с этим бывают проблемы. Для работы диспетчером, мы специально готовим людей. У нас есть отдел обучения, куда мы отправляем сотрудника. В процессе работы им приходится много общаться с клиентами, хотят они того или нет. В один прекрасный момент человек задумывается: «А что я тут делаю, ведь я могу больше?!» И они уходят. У меня работали диспетчерами девчонки-маркетологи, которые сейчас успешно работают по своей специальности в больших компаниях. 


То же самое происходит с управленцами. Люди приходят, начинают управлять водителями, не всегда это у них получается, затем они набираются опыта, открывают собственный бизнес. Я только рад, что человек теперь двигается по жизни самостоятельно. Да, нам каждый раз приходится обучать новых специалистов, но что поделаешь… 


– А чем вы занимались до такси? 


– Проще сказать, чем я не занимался. У меня был очень хорошо поставленный бизнес по продаже запасных частей для автобусов и автобусным перевозкам. Но потом я понял, что властям неинтересно наводить порядок на этом рынке и решил сменить направление деятельности. Я считаю, что бизнес в Челнах по автобусным пассажирским перевозкам поставлен на самотек. Он как-то сам по себе регулируется, что в корне неправильно. 


До этого у меня был цветочный бизнес. Мы занимались срезанными цветами и горшечными растениями, возили их из Голландии. Вначале мы растаможку делали в Москве, затем в Ижевске и что-то дело у нас не пошло, не заладилось. Цветочный бизнес вообще очень сложный. Если ты цветы не продал, через неделю они превращаются в силос, который ты никому не продашь. 


Еще раньше у меня был бизнес по продаже бутилированной воды. У нас было три поставщика: «Хрустальный колодец», «Кристальная вода», «Биола». До этого я занимался продажей недвижимости, ранее еще что-то было…


«В ВОЗРАСТЕ ХРИСТА Я ЗАДУМАЛСЯ…»


– А начинали с чего? 


– С простого водителя, ездил на автобусе по городскому маршруту №10. Так получилось, что я рано женился, родилась дочка, и нужно было зарабатывать. Затем ушел на КАМАЗ за жильем, потому что молодой семье нужен был свой угол. Работал в цехе испытаний, мы занимались доводкой автомобилей и сдавали военным заказчикам. Тамошняя школа выживания мне и сегодня очень помогает, мы там работали буквально на износ. 


В 33 года я задумался, что уже достиг возраста Христа, а что собственно в этой жизни добился? Тогда я работал водителем в ООО «РИАТ» у Понамарева Владимира Васильевича. Этот человек очень сильно повлиял на меня, точно так же, как Песков Валерий Борисович, бывший генеральный директор ОАО «ЗЯБ». Это те люди, благодаря которым я начал смотреть на жизнь по-другому. И я решил: «Ну, надо же, в конце концов, уже что-то делать!» Я поступил заочно в институт имени Аксенова в Курске. Так я получил диплом по специальности «бухгалтер-экономист». После этого я понял, что могу больше, чем просто водить машину. 


– Ваши дети как-то участвуют в этом бизнесе? 


– Нет, у всех троих свои интересы. Младшему еще только 14 лет, старшая дочь раньше занималась бальными танцами, сейчас – латиноамериканскими. Она у меня молодец – чемпионка мира! Родила нам двух внуков. Замуж вышла и уехала в Екатеринбург. Там она очень популярна. 


– Скажите, а вы сами, когда в последний раз такси вызывали? 


– В пятницу. Я езжу на конкурентах, смотрю, какой у них сервис, какими они программами пользуются. Отслеживаю новые такси, которые появились, вызываю машину их службы, общаюсь с водителями: что, как, почему, сколько. 


– И напоследок наш традиционный вопрос: три секрета успешного бизнеса? 


– Они все простые. Первый: если удобно будет клиентам, у нас всегда будет работа. Второй: мы всегда стараемся делать обмен с превышением. 


– Это как? 


– Есть четыре вида обменов между людьми. Первый называется односторонний, когда вы что-то дали, а в обмен ничего не получили, я его называю грабеж. Второй – неравноценный обмен. Например, вам пообещали машину через 10 минут, а она приехала через 20 и вы опоздали на назначенную важную встречу. Третий – равноценный. Вам сказали, что машина будет через пять минут, поездка стоит 100 рублей. Все так и получилось. Четвертый – обмен с превышением, это когда клиент получает чуть-чуть больше, чем ожидает. Допустим, машина приходит не через обещанные 10 минут, а через пять. И не «Лада», а «Тойота». И вот мы пытаемся искать механизмы, чтобы делать обмен с превышением. 


Третий секрет тоже прост: ведение статистики компании и контроль за показателями. Финансовая статистика, показатели каждого сотрудника. Вопрос в том, сколько человек берет на себя ответственности. Чем больше, тем выше зарплата. Например, у диспетчера есть такой показатель, как «процент поднятия трубки». Имеется в виду, сколько дозвонов к ней шло, сколько из них она приняла. Когда мы видим, что статистика падает, то можем быстро отреагировать, чтобы поправить ситуацию.


Источник: http://www.taxilife.ru