Краткий анализ ситуации, сложившейся в такси

Краткий анализ ситуации, сложившейся в такси 11.12.2013

Прошло 3 года, как  был принят закон о такси ФЗ-69.  Началась реформа.  Каких успехов  позволил добиться  закон, и какие  проблемы  обнажил?

Субъекты РФ получили мощные административные рычаги.  Некоторые регионы ограничились выдачей разрешений,  другие ввели требование к цветовой гамме и уже подумывают о тарифном регулировании, например Москва.

 

1. Движение по выделенной  полосе общественного транспорта. Запрет

 

В правила дорожного движения РФ были внесены поправки, позволяющие автомобилям такси использовать выделенные полосы для движения общественного транспорта. Данная мера на федеральном уровне давала ощутимое преимущество для такси и должна была стимулировать спрос у населения на эту услугу. Однако власти города  Москвы запретили выезд на эту полосу для такси, установив дорожный знак 3.1 «Въезд запрещен».

Так легальные перевозчики лишились первого «пряника». Отсутствие такого «пряника» для такси компенсировалось наличием затруднений в движении, так называемых пробок, попадая в которые пассажир оплачивал простой. Более того, введение таких полос увеличило стоимость пользования такси, т.к. количество пробок увеличилось. А увеличение стоимости легального такси, вынуждает пассажиров пользоваться услугами нелегального сектора. При этом получается парадокс, пассажир тратит больше денег, а таксист больше не зарабатывает, потому что уменьшается количество заказов.

 

Рекомендация:  Доступ к выделенным полосам, позволяет снизить стоимость поездки для пассажиров, при этом сохраняя доходность для такси за счет увеличения количества обслуженных пассажиров. Такси сможет составить конкуренцию нелегальному сектору, за счет данного преимущества.

 

2.Введение единого цвета. Желтый

 

В г.Москва  ввели  требование о соответствии кузова автомобилей такси единой цветовой гамме, желтый.  Купить автомобиль с заводской окраской желтого цвета и пригодного для использования в такси, крайне проблематично. Желтый цвет у производителей автомобилей ассоциируется с некой спортивностью и потому в такой цвет красят либо топовые (дорогие версии)  либо  автомобили купе (двух дверные). 

Выходом из ситуации послужила оклейка  автомобиля пленкой. Однако такое требование увеличило себестоимость услуги такси, ее затратную часть. Должен заметить, что стоимость услуги для пассажира не выросла с введением единого цвета, но доход такси снизился.

 

Рекомендация:  Если регион решил вводить требование к цвету кузова автомобиля такси, то цвет должен быть доступен в предложении многих производителей. Такое решение позволит сохранить эстетику и единство цвета такси, не будет влиять на стоимость  пользования  населением услугами такси (например, Белый). 

 

3. Тарифное регулирование

 

На данный момент предпринимаются попытки ввести тарифное регулирование в такси. При государственном регулировании придется  часто пересматривать  тарифы из-за изменений налоговой политики, цен на топливо, времени года (разный расход топлива).

Также нельзя исключать тот факт, что просчитанный тариф окажется существенно выше сегодняшних, тогда это приведет к искусственному росту цены на поездку для пассажиров (тарифы во многих регионах не поднимались несколько лет, более того снизились). А рост цены вызовет спрос у населения  на нелегальные услуги такси (в данном случае нужно понимать, что культура пользования легальными услугами не сформирована полностью и опросы показывают, что если цена устраивает, то легальность уходит на второй и третий план).

Установление верхней планки тарифа увеличивает риск ценового сговора основных игроков на рынке (картельный сговор, который будет очень затруднительно доказать при таком регулировании). 

Установление нижней планки тарифа, приведет к тому, что компании, выбравшие своей стратегией ценовой демпинг, будут всегда придерживаться нижней планки, сдерживая развитие других компаний. 

Приведу пример компании производящей напитки, когда она указывала рекомендованную цену. Такая цена не учитывала такие расходы, как зависимость от места продажи (разница в аренде помещения под торговую точку), при этом у населения формировалось мнение, что компания, продающая напиток дороже остальных, зарабатывает больше.

Также следует учесть, что имеются две формы предложения услуги, непосредственно на дороге и по заказу. Эти формы отличаются затратной частью на предоставление услуги.

 

Рекомендация: Не вводить тарифное регулирование ввиду большого риска для рынка.

Особо следует отметить, что при государственном регулировании велик риск использования тарифного регулирования  как  инструмента  политической борьбы. 

 

4. Штрафы. Медосмотр. Путевые листы

 

Увеличение штрафов тормозит развитие легального сектора. Образовался катастрофический  перекос: согласно Налоговому Кодексу по системе налогообложения  ЕНВД  на 2013 год вменённый доход составляет 9414 рублей  в месяц (для автомобиля, имеющего 4 посадочных места), из которых необходимо заплатить 15% налогов. А штраф за отсутствие путевого листа  или отметок о прохождении  предрейсового  медицинского и технического осмотров составляет десятки тысяч рублей. 

Фактически получив такой штраф, при такой доходности (особо отмечу доходность установлена государством и на 2013 год), можно сразу заявлять о банкротстве, потому что если вы продолжите деятельность до конца года, то средств хватит как раз на погашение задолженности по штрафам, налогам в Пенсионный Фонд РФ.  

В данной ситуации начал развиваться полулегальный, если можно так сказать, сектор оказания услуги по оформлению путевой документации. 

В итоге получается, что мы добиваемся идеального регулирования одной сферы деятельности за счет создания спроса на нелегальные услуги в другом секторе.

 

Рекомендации: Выступить  с инициативой снижения штрафных санкций в отношении легального сектора за нарушения связанные с оперативной внутренней деятельностью. Параллельно создать условия на уровне местных органов исполнительной  для прохождения медицинских и технических предрейсовых осмотров.

 

5. Штрафы.  Правила дорожного движения

 

Буквально накануне на автомобиль такси пришел штраф за остановку под знак 3.27 «Остановка запрещена», зафиксированный передвижным комплексом. Водитель ожидал пассажира по заказу у входа в бизнес-центр. Размер штрафа - 3000 рублей.

Такая ситуация делает невозможной деятельность такси. 

Ситуация с платными парковками тоже никак не решена (законодательно), где автомобили такси также должны оплачивать время ожидания клиента. Водители такси будут вынуждены скрывать свои номерные знаки.

Получается что сначала мы получаем разрешение на деятельность от Департамента транспорта, а затем прячем наши номерные знаки при выполнении этой самой деятельности, в том числе и желтые, от прицелов камер фиксации того же Департамента транспорта.

 

Рекомендации:  Выступить с инициативой о внесении изменений в Правила дорожного движения РФ, в кодекс об административных нарушениях,  которые позволят нормализовать деятельность такси.

 

5.  Административное регулирование. Нелегальный сектор

 

В связи с ростом фиксированных платежей в ПФ РФ выросло количество ИП, прекративших свою деятельность. При этом многие из них оставили разрешение себе. Данные разрешения используются для регистрации в различных системах заказа такси и служат подтверждением законности их деятельности.

Таким образом, мы получили еще одну форму нелегальной деятельности такси.

В законодательстве предусмотрена обязанность вести актуальный реестр выданных разрешений.  Однако халатное отношение должностных лиц, а порой просто не желание ковыряться в настройках своего сайта, где размещен данный реестр, приводят к тому, что такие вот перевозчики получают доступ к легальному сектору рынка. Проверить такие разрешения крайне затруднительно. 

К примеру, в Москве мы провели ревизию реестра. Из 1500 проверенных ИП 385 прекратили свою деятельность.

Так же прослеживается некоторая закономерность - открываются ИП, получают разрешение и закрывают деятельность.

Казалось бы, высокоэффективный  и простой метод контроля как реестр выданных разрешений, не работает.

Борьба с нелегальным сектором многими представляется как проведение бесчисленных проверок на дорогах совместно с правоохранительными органами, и вылавливание так называемых бомбил.  Такая форма воздействия имеет низкую отдачу при колоссальных затратах на согласование действий между ведомствами. Опять же стоит заметить, что такие проверки зачастую ограничиваются проверкой легального сектора. 

Основной задачей регулирующего органа власти должно стать сокращение возможности для нелегального сектора получать заказы. 

К примеру в Москве  можно выделить три источника получения заказов: Яндекс.такси (мобильное приложение для заказа такси), Российская биржа такси (биржа, работает также в Санкт-Петербурге) и  Интертос (обменник). И только один Яндекс начал бороться за качество и легальность услуги такси, поставив заградительный барьер как наличие разрешения на деятельность.  В двух других случаях такого требования нет. 

 

Рекомендации: Необходимо вести работу по выявлению источников заказа для нелегального сектора и требовать прекращения предоставления услуг  без проверки разрешений на деятельность.

 

6.      Соглашения между соседними регионами

 

Законодательство предусматривает заключение Соглашений между регионами в сфере деятельности такси. Однако этот инструмент фактически становится бесполезным  и вредным, как только один из соседствующих  регионов начинает изменять требования в сфере деятельности такси. 

Конкретный пример: Москва ввела требование по единому цвету кузова автомобилей такси, а  в соседнем регионе, Московская область, такого требования нет, но действует Соглашение по которому стороны признают разрешения, выданные в этих регионах.

Получается ситуация, в которой местные хозяйствующие  субъекты  поставлены в худшие условия, возрастает себестоимость услуги, появляется ряд ограничений по выбору модельного ряда автомобилей для ведения деятельности, что не может не сказаться на себестоимости услуг. При этом остается огромная дыра для захода, если можно так сказать, искусственно созданная оффшорная зона. 

 

Рекомендации:  Введение  изменений в деятельности такси внутри региона, неизбежно приведет к конфликту интересов  и законодательному  диссонансу  регионов  и разрыву таких Соглашений.

 

7.      Квотирование

 

Квотирование - самая коррупционная составляющая законодательства о такси. 

При общепризнанном уровне коррупции в стране квотирование неизбежно приведет к образованию теневого рынка аренды и торговли самими разрешениями на деятельность. А система аукционов, до конца не прописанная схема пролонгации разрешений, через 5 лет приведет к злоупотреблениям в этой сфере. 

Более того, такая ситуация однозначно повлияет на стоимость и качество услуг для населения, так как помимо прямых затрат, появятся дополнительные расходы, связанные с  использованием таких теневых схем для доступа к рынку. 

В ситуации, когда затратная часть увеличивается, а уровень цен на услугу остается прежний, начинает происходить экономия за счет внутренних ресурсов. К ним можно отнести увеличение продолжительности рабочего дня, снижение уровня заработной платы, использование труда мигрантов, увеличение срока эксплуатации подвижного состава. 

 

Рекомендации: Выступить с инициативой отмены такого метода регулирования как квотирование, ввиду высокой коррупционной  составляющей, создающей предпосылки для создания нелегального рынка обращения разрешений на деятельность по перевозке пассажиров легковым такси.

 

 

Меры, которые необходимо принять для оздоровления рынка услуг такси:

 

  • Повышение привлекательности легального сектора
  • Образовательные программы в рамках поддержки малого предпринимательства
  • Устранение законодательных коллизий, мешающих осуществлять легальную деятельность такси (ПДД, остановка, стоянка)
  • Уменьшение административного давления на легальный сектор, снижение системы штрафов.

 

Источник: http://blog.pirate-taxi.ru/ Лаборатория частного такси