Казанские таксисты начинают крестовый поход против нелегалов и call-центров

Казанские таксисты начинают крестовый поход против нелегалов и call-центров 22.01.2014



ОФИЦИАЛЬНЫЕ ТАКСОМОТОРНЫЕ КОМПАНИИ, ОБЪЯСНЯЯ РАЗНИЦУ МЕЖДУ СОБОЙ И ДИСПЕТЧЕРСКИМИ СЛУЖБАМИ (ПОД КОТОРЫЕ МАСКИРУЮТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ БРЕНДЫ), НАПОМИНАЮТ О ГРОМКОМ УБИЙСТВЕ ОЛЬГИ ШАМЫШЕВОЙ, КОТОРАЯ ВОСПОЛЬЗОВАЛАСЬ УСЛУГАМИ ПСЕВДОТАКСИ «МАКСИМ»


Сегодня представители четырех крупных таксомоторных компаний Казани — «Белый барс», «Такси 24», «Таксопарк №1» и «Премьер» — сообщили «БИЗНЕС Online» об объединении в республиканскую ассоциацию. Общий автопарк этих компаний составляет более 500 машин, но значительная часть из них простаивает, так как «официалы» не выдерживают конкуренции со стороны так называемых диспетчерских служб, таких как «Татарстан», «Везет» и других. Руководители компаний говорят, что хотят добиться полноценной работы закона «О такси», который на сегодня фактически не регулирует деятельность их конкурентов.


 Сергей Степченко и Владимир Кудряшов

Сергей Степченко и Владимир Кудряшов: «Главные причины для создания ассоциации — борьба с нелегалами»


«ЗАКОН О ТАКСИ ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ ЖЕСТЧЕ»


Четыре таксомоторные компании Казани решили объединиться в ассоциацию таксомоторных компаний Татарстана. В эти дни идет процесс регистрации в министерстве юстиции России по РТ, республиканский минюст уже разрешил использовать в наименовании организации словосочетание «Республика Татарстан». Об этом сегодня газете «БИЗНЕС Online» сообщили руководители такси «Белый барс» Владимир Кудряшов и «Такси 24» Сергей Степченко. Помимо данных таксомоторных компаний в ассоциацию войдут «Таксопарк №1» и «Премьер». Руководитель последней Рустам Хуснияров и станет председателем ассоциации.


— Главные причины для создания ассоциации — борьба с нелегалами. Мы хотим обеспечить правовую защиту тех перевозчиков, которые работают согласно закону «О такси». Один в поле не воин, поэтому мы решили объединиться. Закон «О такси» должен работать жестче, — рассказал Кудряшов газете «БИЗНЕС Online». — Мы хотим, чтобы нас услышали — нам в данный момент тяжело работать.


Он пояснил, что большую конкуренцию им составляют нелегальные водители (по сути, call-центры, которые раздают заявки водителям на своих машинах, которые в свою очередь не соответствуют требованиям закона «О такси»). Кроме того, водители в официальных таксомоторных компаниях, видя работу коллег на стороне, сами уходят в теневой сектор. Как говорят создатели ассоциации, в официальном такси зарплаты составляют 25 - 30 тыс. рублей, нелегалы же зарабатывают больше в силу того, что несут гораздо меньшие расходы на организацию бизнеса.



Отметим, что данная четверка компаний сегодня является основными игроками на рынке таксомоторных перевозок. Как сообщили газете «БИЗНЕС Online» в минтрансе РТ, в Казани зарегистрировано лишь 6 таксомоторных компаний. Остальные службы такси фактически являются лишь call-центрами, зарабатывающими на приеме заявок. Общий автопарк 6 упомянутых компаний составляет более 500 собственных машин, однако около треть из них простаивают, поскольку на них нет водителей.


— Таксопарк нашей компании насчитывает 114 автомобилей, при этом половина из них — новенькие, стоят из-за нехватки водителей, — рассказал газете «БИЗНЕС Online» Амир Шайдаров, директор «Таксопарка №1». — Мы готовы приобрести до тысячи автомобилей, были бы водители. Вам каждый руководитель такси, которые войдут в нашу ассоциацию, скажет, что готов закупать до тысячи и больше машин, если будут водители. Сейчас большинство предпочитает работать нелегально на собственных старых «пятерках» и «шестерках».


Напомним, в конце 2011 года в республике вступил в силу закон «О такси», который определил жесткие требования для таксомоторных служб. Так, деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории РТ может осуществляется при наличии у перевозчика специального разрешения, выдаваемого минтрансом РТ. Разрешение выдается на каждую машину такси сроком на 5 лет (по состоянию на 13 января, в республике было выдано 10,4 тыс. таких разрешений, уточнили «БИЗНЕС Online» в минтрансе РТ). Машина легкового такси должна быть белого (для бизнес-класса) или желтого (для эконом-класса) цвета, а также иметь левостороннее расположение рулевого управления. Именно цветовое несоответствие, отсутствие разрешений на работу у многих водителей, а также другие несоответствия требованиям закона (например, отсутствие «шашек», «фонаря» на крыше) и возмущают официальных таксистов, которые для приобретения машин взяли кредиты.


К слову, согласно первой редакции законопроекта таксомоторным компаниям необходимо было иметь собственный таксопарк либо автомобили в лизинге. Это требование вызвало бурю негодования среди руководителей диспетчерских служб, которые привлекали в работе водителей с личными машинами. Много споров было и вокруг таксометров, которые таксисты считали устаревшим средством. В апреле 2012 года закон о такси обновился. В новой редакции документ разрешил использовать таксомоторным компаниям и индивидуальным предпринимателям арендованные автомобили, чем сегодня успешно пользуются многие индивидуальные предприниматели.


 call-центр

Руководство call-центров не несет никакой ответственности за безопасность пассажиров, так как осуществляет работу на основании договора об оказании информационных услуг 


НЕЛЕГАЛЫ И CALL-ЦЕНТРЫ


Как рассказал Степченко, рынок таксомоторных перевозок Татарстана сегодня делится на два сегмента. Первый — это таксомоторные организации, которые работают согласно закону «О такси». У таких компаний есть необходимые для работы разрешительные документы, требованиям закона соответствуют цвета машин (белый или желтый), она сама оснащена кассовыми аппаратами, таксометрами и т.д. Ко второму Степченко относит таксистов-нелегалов, многие из которых, по его словам, работают без разрешительных документов и, естественно, без соблюдения требований закона «О такси».


Критике с точки зрения безопасности создатели ассоциации подвергли работу диспетчерских служб или так называемых call-центров. По словам Кудряшова, руководство call-центров не несет никакой ответственности за безопасность пассажиров, так как осуществляет работу на основании договора об оказании информационных услуг.


— Между call-центром и нанятым водителем заключается договор оказания информационных услуг, при этом между ними нет договора об оказании таксомоторных перевозок. То есть водитель платит call-центру за то, что call-центр предоставляет ему информационные услуги — заявки. При этом руководство call-центра может даже не знать водителя в лицо, потому что сегодня существует очень много электронных средств, которые позволяют регистрироваться в системах call-центров заочно, — объяснил Степченко.


По его словам, по принципу диспетчерских служб в Казани работают такие компании, как такси «Татарстан», «Лидер», «Мотор-сервис» и многие другие.


— Некоторые водители call-центров не зарегистрированы ни как частные предприниматели, ни как перевозчики в министерстве транспорта. Они просто выходят на улицу и работают, — рассказал Степченко.


— Мы приобретаем автомобили в лизинг, берем кредиты и работаем согласно всем требованиям закона «О такси». Наши таксисты — профессионалы, работа в такси — это их основная деятельность. При этом наши клиенты могут быть уверены в своей безопасности. Но мы сейчас несем большие убытки из-за того, что люди идут работать нелегально, чтобы обходить налоги. И работать в официальных такси у водителей пропадает желание. Мы решили объединиться, чтобы создать хорошие условия работы для себя и хорошие условия для наших клиентов, — резюмировал Кудряшов.



При этом участники ассоциации осторожно говорят о планах и предпочитают в разговоре не использовать такие фразы, как «борьба с call-центрами».


— У нас нет цели занять определенную долю рынка такси в Казани, мы не конкуренты тому же такси «Татарстан», в котором, по слухам, зарегистрировано около 10 тысяч машин. Но у нас есть свои постоянные клиенты, которые предпочитают наше такси. И мы хотим упорядочить этот рынок, чтобы закон «О такси» начал работать в полной мере, — говорит Кудряшов.


В минтрансе РТ газете «БИЗНЕС Online» отметили, что поддерживают создание подобной ассоциации. «Закон «О такси» еще достаточно молодой, в него постоянно вносятся изменения, только способствующие работе в такси, — отметила нашей газете пресс-секретарь Наиля Клевлеева. — Мы создали все условия, чтобы легализовать услуги такси, чтобы работа в такси была наиболее комфортной».


Что касается работы call-центров, то в настоящее время, как заявили в минтрансе, не имеется соответствующей законодательной базы для его регулирования.

В диспетчерских службах пока наблюдают за действиями коллег. Директор такси «Лидер» заявил, что нейтрально относится к инициативе таксомоторных компаний, руководство крупнейшего игрока — такси «Татарстан» — оказалось недоступно для комментариев.


 Ольга Шамышева

Ольга Шамышева была зверски убита таксистом


УБИЙСТВО ОЛЬГИ ШАМЫШЕВОЙ ПРОИЗОШЛО ИЗ-ЗА БЕСПОРЯДКА НА РЫНКЕ ТАКСИ


Еще одним аргументом в пользу официальных такси является безопасность, считают представители будущей ассоциации. Генеральный директор «Такси 24» вспомнил о громком убийстве Ольги Шамышевой. По словам Степченко, первым, на кого пали подозрения, был водитель «Такси 24», который забирал Шамышеву из клуба в роковую ночь.


— Изначально сотрудники правоохранительных органов обратились к нашей компании, потому что из места отдыха девушка уехала на нашей машине — это зафиксировали видеокамеры наружного наблюдения. Сотрудники МВД удивились, когда узнали, что в нашем автомобиле, который подвозил девушку, был установлен видеорегистратор, который в том числе ведет запись в салоне автомобиля. Мы предоставили всю информацию МВД: где и во сколько она села в автомобиль, как она ехала в нем, где и во сколько она вышла, — рассказал Степченко, пояснив, что это значительно облегчило работу полиции.


На всех автомобилях таксомоторной компании, в соответствии с законом о такси, установлена система ГЛОНАСС, благодаря которой руководство компании может отслеживать путь каждого водителя круглосуточно, добавил он.


— Потом она вышла из дома, села на первое попавшееся такси — такси «Максим» — и уехала. С точки зрения закона руководство такси «Максим», которое также работает по принципу call-центра, в данном случае не несет никакой ответственности. Они перед своим клиентом свои обязательства выполнили — у них договор оказания информационных услуг. Они дали информацию, водитель ее получил. То есть их обязательства выполнены, — объяснил Степченко.



«ЗАКОНЫ В ОБЩЕСТВЕ НЕ АБСОЛЮТНЫ, КАК ЗАКОНЫ ФИЗИКИ»


Эксперты газеты «БИЗНЕС Online» оценили создание новой ассоциации и отметили, почему закон «О такси» не работает в полной мере.


Марат Галеев — председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:


— Процесс консолидации — это закономерный процесс. Это можно было прогнозировать. У них сейчас стоит проблема конкуренции с нелегальным бизнесом, и теневая часть эта немаленькая. Собственно закон и был направлен на упорядочение рынка. С одной стороны, это нормальный процесс. Но с другой стороны, государство не должно допускать монополизации рынка и соответствующих ценовых и тарифных сговоров. В консолидации всегда есть такой риск. Но на данном этапе ассоциация имеет больше позитива.


Центр ответственности за соблюдение закона «О такси» — это министерство транспорта со своими подразделениями в муниципальных районах. Но нельзя уповать только на контроль. Закон предполагает наличие частных собственников с конкурентной средой.


Мы все стремимся к тому, чтобы закон работал. Вы о себе можете сказать, что живете на 100 процентов правильно? Так и закон... Мы к этому стремимся, если будут какие-то предложения по улучшению закона, мы всегда готовы их рассмотреть. Любой закон общества действует не так точно, как закон физики. Закон, который работает в обществе, не абсолютен.


Рустам Хуснияров — директор такси «Премьер»:


— Главная задача ассоциации таксомоторных компаний — добиться того, чтобы закон «О такси» заработал и власти республики принимали решения, благодаря которым основные требования этого закона будут выполняться в обязательном порядке. Мы хотим навести порядок в сфере легальных пассажирских перевозок такси, сократить количество нелегальных таксистов.


Леонид Штейнберг — председатель правления ассоциации международных автомобильных перевозчиков:


— Любое профессиональное объединение всегда эффективно. Если бизнес поставляет услуги для наших городов, это очень интересно, с ними можно работать, делать общие дела, решать корпоративные вопросы обеспечения топливом, запчастями, подбора людей, медицинского контроля, системы контроля за движением транспортных средств. Если не превращать объединение в базар, то ассоциация может быть эффективной: это и обмен опытом, это работа с иногородними структурами, работа с муниципальным комплексом. Я могу сказать, что у нас есть определенные результаты, но это зависит от президента республики, его поддержка дает результат.


 Такси в Казани

Руководители компаний говорят, что хотят добиться полноценной работы закона «О такси»


Денис Безверхов — директор такси «Лидер»:


— Я нейтрально отношусь к такой инициативе. Мы не таксопарк, мы диспетчерская служба, оказываем информационные услуги, а не услуги по перевозке. Водители, которые работают в «Такси 24», «Таксопарке №1» и ездят на их машинах, для того чтобы заработать больше денег, приходят к нам и заключают договор об оказании информационных услуг. Мы не предоставляем работу людям, мы повышаем эффективность их работы, помогаем водителям зарабатывать больше и за это берем определенные деньги. Если будет организована такая ассоциация, таксистам, наверное, будет легче работать всем вместе.


Проверяем ли мы водителей, с которыми заключаем договор? Какая может быть проверка? Психологический портрет? А вообще, это уже внутренняя наша работа, к ассоциации таксистов не имеет никакого отношения.


Понятно, что исполнение закона необходимо, другой вопрос, кто и как контролирует исполнение этого закона.


Михаил Савин — заместитель командира полка ДПС по Казани:


— В обязанность ГИБДД не входят мониторинг и контроль за регистрацией таксистов и таксомоторных компаний, этим занимается министерство транспорта. ГИБДД работает в рамках административного законодательства, которое сформировано таким образом, что за нарушение правил перевозки пассажиров легковыми такси мы наказывать не можем. Наши сотрудники могут проверить техосмотр или выписать штраф за нарушение правил дорожного движения. Все, что касается услуг по перевозке, здесь нет как такового наказания со стороны ГИБДД. Например, то, что такси не желтого или белого цвета, наказать ГИБДД за это не может, такого наказания не предусмотрено. За отсутствие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров мы наказать можем, но эта работа проводится совместно с сотрудниками министерства транспорта довольно редко.


Также мы можем наказывать водителей, так называемых «бомбил», которые занимаются перевозкой пассажиров за деньги, не имея разрешения на перевозку. И штраф тут существенный — 5 тысяч рублей. Но здесь есть пробел в законе, где не зафиксировано, каким образом ГИБДД может выявлять эти нарушения.


В этом плане необходимо осуществлять совместную работу сотрудникам ГИБДД и министерства транспорта. Совместные рейды планируются, но проводятся, к сожалению, достаточно редко.


Источник: http://taxilife.ru/