Новокузнецкие таксисты борются с нелегальными перевозчиками

Новокузнецкие таксисты борются с нелегальными перевозчиками 11.03.2014


Новокузнецкий рынок пассажирских перевозок заполонили нелегальные такси. Фирмы, зарегистрированные под видом информационных агентств, вербуют водителей прямо с улицы. Экономия на налогах и на выполнении обязательных мероприятий в целях безопасности при перевозке пассажиров помогает теневикам предлагать за незаконные услуги рекордно низкие цены. Демпинг цен уже начал разваливать легальную систему автомобильных перевозок, которая в таких условиях на глазах теряет свою рентабельность.


К началу 2011 года в Новокузнецке работало 198 фирм-перевозчиков, из них на долю легальных таксомоторов приходилось 15. В 2013 году количество организаций, не желающих работать по законам цивилизованного бизнеса, сократилось до 32. И если раньше основную долю теневиков составляли незарегистрированные организации и классические бомбилы, то год назад на рынке появились и стали доминировать такси-призраки, или, как их называют в профессиональных кругах, сетевые такси.


Свои услуги они предлагают через SMS-рассылку, печатную и наружную рекламу. Кстати, затраты на пиар, – по большому счёту, единственная серьёзная статья расходов такой организации. Всё остальное – прибыль, которая до поры до времени позволяет собственникам ощутимо снижать ценник.


Сама дирекция сетевой фирмы-перевозчика, как правило, находится в другом регионе, вся координация действий водителей происходит интерактивно: по телефону или Интернету.


Впрочем, некоторые организации идут дальше и арендуют небольшие офисы, которые работают под видом информационных агентств. Формально их труд сводится к распространению профессиональных программ для автоматизации диспетчерской работы. Фактически они создают базу данных таксистов на местах, предлагая случайным людям заниматься своего рода фрилансом на выгодных для них условиях.


На первых порах, чтобы привлечь водителей с активной клиентской базой, помимо бонусов и скидок за поездку клиенту собственники эфемерных контор были готовы не брать с водителя комиссию с заказа, а иногда даже доплачивать ему премиальные – в качестве безвозмездного вознаграждения. Немудрено, что количество желающих поработать на нелегалов росло не по дням, а по часам. Когда работников в такси стало слишком много, владельцы нелегальных фирм принялись снижать стоимость заказов, соответственно, уменьшилась и выручка водителя.


К слову, Новокузнецк далеко не единственный город, попавший под влияние теневого сетевого бизнеса в такси. Эта коррупционная схема работы давно опробована в российских городах средней величины, как в Сибири, так и за Уралом. Механизм работы прост и эффективен.


– Сетевая контора регистрируется в небольшом городе вроде Кургана, Тюмени или Омска, располагает там диспетчерский пункт, – рассказывает председатель гильдии «Такси Кузбасса» Александр Маман. – В качестве площадки выбирается город-полумиллионник. Сначала работают по местным ценам, потом начинают демпинговать, привлекать водителей и пассажиров дополнительными бонусами. Таким образом, в течение полугода компания благополучно разваливает в регионе весь легальный бизнес. Когда конкуренты разоряются, сетевики принимаются диктовать на рынке свои условия. Согласно схеме, в бизнесе остаётся ещё пара игроков, чтобы отсечь вопросы о монополии на рынке, которые могут возникнуть у ФАС. Сейчас в Новокузнецке представлено огромное количество сетевых такси, координационные или диспетчерские пункты которых находятся в других городах: Кургане, Омске и Тюмени.


Ситуация вокруг передела рынка могла остаться без внимания, если бы легальные новокузнецкие перевозчики, кровно заинтересованные в законности бизнеса, не подняли тревогу. Официальные письма и жалобы с просьбами разобраться от лица гильдии «Такси Кузбасса» были разосланы в мэрию, ОБЭП, ГИБДД и налоговую инспекцию.


Однако основная сложность, с которой сталкиваются правоохранительные органы и прочие контролирующие организации, вставшие на путь борьбы с нелегальными структурами, – отсутствие состава преступления в действиях вышеуказанных фирм. Единственное, к кому правоохранительные органы смогут предъявить претензии, связанные с незаконной предпринимательской деятельностью, так это к водителям.


Однако чтобы сделать это, сотрудникам ОБЭП, налоговой и ГИБДД придётся организовывать контрольные закупки, слежку и прочие хлопотные оперативные мероприятия.


В любом случае, даже при удачном стечении обстоятельств нарушители отделаются штрафом, равным двум с половиной тысячам рублей, которые преступная схема отработает в плюс уже через несколько часов.


В курганском такси Андрей отработал несколько месяцев. Трудоустройство, как вспоминает он, произошло без особых формальностей. Никаких требований к его автомобилю, равно как и к нему самому. Представители фирмы-перевозчика просто сфотографировали его «Тойоту» и записали данные шофёра. Путь на линию был свободен. Никаких тебе инструкций, никакого тебе медицинского осмотра. После установки профессиональной программы на телефон Андрея стали проступать заказы.


– Сначала тариф по городу равнялся 110 рублям, – рассказывает Андрей. – За восьмичасовой рабочий день у меня выходило порядка двух тысяч рублей. Процент, который я отдавал за заказ, был фиксированный. Деньги на счёт собственника переводились через систему мультикассы. Если водитель переставал отправлять их туда или пытался каким-то образом отправить в систему меньшее количество денег, шофёра банили, ему переставали поступать заказы. С декабря фирма начала снижать стоимость проезда. За поездку по городу пассажиры платили 90 рублей, сейчас этот тариф равняется уже 80 рублям. Работать на таких условиях стало просто-напросто невыгодно. При таком раскладе выхлоп, который получается за день, составляет порядка 500 рублей.


Сегодня, оказавшись в капкане собственной непредусмотрительности, таксисты сетевых компаний выходят из игры. Скооперировавшись, бывшие водители одной из сетевых фирм – а таких набралось не меньше 200 человек – собираются создавать профессиональный союз, который если и не вернёт адекватные рабочие места, по крайней мере, поможет сформировать этические стандарты и приоритеты по отношению к легальному бизнесу. По мнению перевозчиков в законе, ещё одной мерой, которая может существенно повлиять на стабилизацию обстановки, является грамотная информационная политика средств массовой информации и рекламных агентств.


И если с точки зрения властей и правоохранительных органов борьба с незаконным бизнесом – дело чести, то пассажирам зачастую не столь важна легальность услуги, сколько её качество и цена.


Легальные перевозчики готовы работать по центру города за 100 рублей. Правда, с одной оговоркой. Если евро не подскочит, а вслед за ним не поднимутся цены на ГСМ. Если это произойдёт, тарифы могут измениться в сторону увеличения процентов на десять. В озвученную и пока старую цену неизменно входит гарантия того, что, выходя на линию, автомобиль прошёл технический осмотр, а водитель – медицинское освидетельствование.


– Очень часто езжу на такси, как на легальном, так и на нелегальном. Честно говоря, принципиальной разницы между ними не вижу, – высказывается Татьяна, пассажирка. – И там, и там могут попасться разбитые автомобили и хамоватые водители или же, наоборот, комфортные машины с вежливыми шофёрами. А если говорить о безопасности и сервисе, то, на мой взгляд – это всегда лотерея, не угадаешь, повезёт или нет.


Источник: http://taxilife.ru/