Тариф на желтый цвет. Как московский рынок таксомоторных перевозок переживает кризис
Столичные таксисты намерены устроить забастовку 13–15 февраля из-за невыгодных экономических условий, в которые их поставили крупные компании — агрегаторы заказов. Перевозчики жалуются, что в кризис затраты на покупку, эксплуатацию машин и обеспечение легальности статуса выросли на порядок.
Два дня в середине февраля «все адекватные водители такси», по характеристике председателя регионального отделения Межрегионального транспортного профсоюза Олега Амосова, призываются провести время с семьей, а не на линии. Причина забастовки в резком снижении тарифов агрегатором «Яндекс.Такси», а также отмене компенсаций для таксистов — если стоимость поездки оказалась ниже минимальных 350 руб. — и в повышении комиссии для таксомоторных компаний и водителей компанией GetTaxi.
«Агрегаторы в конце прошлого года существенно понизили тарифы, при этом многие ввели систему компенсаций водителям, если поездка стоила дешевле минималки, — рассказал «Газете.Ru» Амосов..— Сейчас эту доплату убрали, параллельно увеличив комиссии. Так, теперь водитель должен отдать таксомоторной компании 18% от заказа, а те, в свою очередь, должны отдать агрегатору 10% от заказа. Хотя их роль по сравнению с компанией со своим call-центром, помещением и штатом специалистов минимальная и заслуживает комиссии максимум в 3%».
В то же время требования к водителям у компаний не смягчаются, продолжает Амосов.
Например, чтобы пройти «квалификационный экзамен», водитель должен верно ответить в том числе на такой вопрос: «Пьяный пассажир испачкал салон, ваши действия?» Правильные действия, оказывается, — оплатить химчистку брюк пассажира. Хотя по факту водитель сам заплатит за химчистку салона и еще несколько часов не сможет выйти на линию, пока сиденья сохнут.
Московские таксисты, к которым также планируют присоединиться водители из Нижнего Новгорода, Набережных Челнов и Казани, требуют привязать тариф к ценам на бензин, а также чтобы перевозчики учитывали не только интересы пассажиров, но и рентабельность самих водителей. «Конечно, штрейкбрехеров будет столько, что потребители поначалу не заметят, — прогнозирует Амосов. — Но мы рассчитываем сделать забастовку систематической, и ее масштабы будут только расти».
Водитель «легального» Hyundai Сергей Магомедов говорит, что стал отказываться от заказов из центра в спальные районы поздно вечером и ночью, потому что «гарантированно вернется пустым». По его словам, количество заказов, которые он получает через «Яндекс.Такси», осталось прежним, но каждая поездка выходит дороже из-за выросшего в цене бензина. Изменился и контингент.
«С декабря стали чаще происходить случаи, когда клиент выясняет в конце поездки, что у него не хватает денег, тогда старается как-то сторговаться. Иногда я вхожу в положение, останавливаю счетчик немного заранее, но обычно прошу занять у кого-то, снять деньги с карточки или еще как-то оплатить недостачу», — рассказывает он «Газете.Ru».
Также стало больше заказов от нетрезвых людей: выпивают из-за увольнения или из-за того, что сокращения обошли стороной, добавляет таксист.
Таксист желтой Kia Тимур говорит, что рост курса валют влияет на количество его заказов, хотя тарифы остались теми же. «Есть система рейтингов: в конце поездки пассажир ставит оценку. Чем она выше, тем выше у меня приоритет, тем чаще диспетчер будет мне отдавать заказы, особенно к вокзалам, аэропортам или просто на большое расстояние — это выгоднее всего. Также хорошо, если маршрут идет по МКАД, если поездка в ночное время или в выходные — тогда идет тариф повыше. Но я могу нормально отвезти человека, а он все равно поставит минимальный балл, просто потому что на работе проблемы или дома жена пилит. Иногда удается заключить сделку: я делаю небольшую скидку, а мне за это ставят максимальный балл», — говорит он «Газете.Ru».
Председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок Богдан Коношенко отмечает, что финансовое положение почти всех перевозчиков шаткое. «Большинство производителей подняли отпускные цены на автомобили примерно на четверть. И рост этот, скорее всего, не остановится. Затраты растут и по другим статьям — например, желтая пленка, которой обклеивают автомобили, в два раза подорожала с начала кризиса, потому что полностью импортная. Также растут цены на бензин, а тарифы пока держатся на прежнем уровне. Чтобы выжить в кризис, надо пересмотреть условия аренды машин водителями — большинство таксомоторных компаний работают именно по такому принципу. Соответственно, это отразится либо на самих водителях, если им поднимут аренду, либо на пассажирах, если вырастут тарифы», — отмечает эксперт.
Существенного урона от кризиса рынок таксомоторных услуг в Москве пока не понес, единодушны в компаниях — агрегаторах заказов. «В целом среднее количество заказов через «Яндекс.Такси» в неделю и месяц продолжает расти», — прокомментировали «Газете.Ru» в пресс-службе организации.
Руководитель департамента маркетинга GetTaxi Алексей Куличевский рассказал «Газете.Ru», что влияния кризиса в компании не ощущают: количество заказов продолжает расти. «В 2014 году мы выросли в 4,5 раза, на 2015 год в наших планах пятикратный рост. Мы внимательно следим за ситуацией на рынке, в экономике в целом, и будем принимать ответные меры по необходимости», — сказал он.
В целом сценарии поездок на такси остались прежними, продолжает Куличевский.
Помимо трансфера в аэропорты и вокзалы, в будние дни утром многие добираются на такси до работы, в середине дня — деловые поездки внутри Садового кольца, вечером — дорога домой. По выходным, особенно ночью, — короткие поездки между клубами и кафе.
В пресс-службе компании Uber «Газете.Ru» пояснили, что «хотя сейчас экономическая ситуация в стране непростая, долгосрочные перспективы по-прежнему остаются позитивными». По словам представителя компании, спрос на услуги как в представительском сегменте, так и в комфорт-классе продолжает расти быстрыми темпами. «Мы не почувствовали значимых изменений на столичном рынке в связи с падением курса рубля в конце прошлого года», — говорят в компании.
Не отметили уменьшения пассажиропотока в таксомоторных перевозках и в департаменте транспорта Москвы. Однако антикризисные меры город все же заготовил.
«По нашей оценке, один из ключевых моментов экономического спада — это то, что подорожали сами автомобили, и закупка в некоторых таксомоторных компаниях может приостановиться», — пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе ведомства.
В связи с этим подготовлены изменения в постановление правительства Москвы, согласно которым перевозчики могут приобрести легковые такси не только в лизинг (такая мера работает с 2012 года), но и в кредит. Также столичные власти предлагают давать субсидии «молодым» компаниям, существующим на рынке не более двух лет.
В качестве одной из мер, повышающих привлекательность поездок на такси, может стать четко зафиксированный максимальный тариф при поездках на определенные расстояния. Город намерен выяснить, вводить ли предельно допустимую стоимость проезда от московских аэропортов до ближайших железнодорожных вокзалов и обратно. Так, будет проведен опрос на портале «Активный гражданин». Если одобрение москвичей будет получено, то департамент вынесет этот вопрос на заседание столичного правительства. В свою очередь, мэрия имеет полномочия установить тарифы с помощью постановления правительства Москвы.
Минимальную планку тарифа, как подчеркнули в ведомстве, сейчас устанавливать не планируется. Что касается максимальной стоимости, то она, как предполагается, будет в среднем на 9,5% ниже рыночной. «Например, за поездку между аэропортом Внуково и Белорусским вокзалом с вас не смогут взять больше 1150 руб. Сейчас за тот же маршрут запрашивают до 1700 руб.», — говорят в департаменте.
Если планка будет зафиксирована, то проезд до аэропорта Внуково от Белорусского, Курского и Павелецкого вокзалов будет стоить максимум 1150 руб. От Ярославского, Ленинградского, Казанского, Киевского, Рижского и Савеловского поездка обойдется до 1250 руб.
До аэропорта Шереметьево дешевле всего (максимум 1200 руб.) будет поехать от Белорусского и Савеловского вокзалов. От Киевского и Рижского вокзалов поездка будет стоить на 50 руб. дороже, а от остальных предельно допустимая стоимость проезда составит 1300 руб. Аэропорт Домодедово станет самым дорогим из московских аэропортов по стоимости проезда, но все равно это будет дешевле, чем по счетчику. Так, от Курского и Павелецкого вокзалов можно будет уехать максимум за 1300 руб., а от остальных — за 1400 руб. или меньше.
Следующим этапом, если стоимость проезда между вокзалами и аэропортами будет зафиксирована, может стать внедрение аналогичного тарифа на поездку между вокзалами. Если и этот эксперимент окажется успешным, то город может внедрить единую методологию расчета тарифа на всей территории Москвы.
Эксперты утверждают, что фиксированные тарифы имеют право на жизнь, но с определенными оговорками. «Для начала необходимо обеспечить равный доступ к объектам инфраструктуры, от и до которых длится поездка. А у нас в аэропортах могут нормально работать только компании, аккредитованные там, — отмечает Коношенко. — Мы считаем, что регулируемый городом тариф возможен, если идет заказ «от бордюра», в противном случае у перевозчиков могут быть разные издержки на подачу машины к дому, аэропорту или вокзалу, которые предусмотреть в единой ставке нельзя».
Введение предельно допустимой стоимости поездки хотя бы до аэропортов и вокзалов, как считают в департаменте транспорта, поможет бороться с «бомбилами». Только за прошлый год было выявлено более 3,5 тыс. случаев нелегального извоза, изъято и отправлено на штрафстоянку более 2,1 тыс. автомобилей. Кроме того, по соглашению, подписанному мэром Москвы и «Яндекс.Такси», «Яндекс» обязуется не передавать заказы нелегальным таксистам.
Юрий Зейналов «бомбит» на когда-то белом Volkswagen девять лет — с момента переезда в столицу. Кризис 2009 года он считает страшнее, чем нынешний: «Тогда сутками приходилось не спать, чтобы семью прокормить». За последний год в центре Москвы он почти не «дежурит», если только подвозит пассажиров с окраин города.
«У таксистов без шашечек на окраинах более выгодное положение. Желтые такси редко оказываются поблизости у конечных станций метро, особенно после того, как общественный транспорт прекратил ходить. Так что опоздавшие на последнюю электричку — стабильно наши клиенты, — рассказывает он. — Но в целом пассажиры стали более капризными, дольше торгуются и требуют сдачу до копейки».
По словам Богдана Коношенко, кадрового кризиса в сфере из-за массового оттока мигрантов не наблюдается. «Идет стабильный приток в такси из других отраслей, где компании сокращают сотрудников. По сути, чтобы стать таксистом, нужно иметь права категории В, водительский стаж не менее трех лет, ну и более-менее знать город», — говорит он. В то же время Олег Амосов отмечает, что отъезд иностранцев существенно сократил количество «бомбил», а приезжие из южных республик пересели в «легальные такси». По его мнению, кризис хорош тем, что в таксомоторных компаниях также начались сокращения — и избавляются в первую очередь от низкоквалифицированных специалистов.