Почему поднимается стоимость поездок на такси?
«До «Вагонного» сколько?» – спрашиваю я. «Рублей 150, там по километрам посмотрим», – отвечает таксист, и я сажусь в машину.
О стоимости интересуюсь для приличия. Обычно разница цен на поездку колеблется в пределах 20 – 30 рублей. К тому же, чтобы не обманули с оплатой, вызываю машину по телефону через оператора. Таксист нажимает кнопку сброса километров на одометре. На счетчике появляются нули, и мы едем. Ночь. По пути на опустевших улицах города чаще всего нам попадаются автомобили с желтыми шашечками. Время разъезда по домам. И тут без такси никак. Иначе, не имея собственного автомобиля, уже никуда не добраться – городского транспорта не будет ближайшие часа четыре-пять, и если нет припасенной сотни в кармане, остается надеяться лишь на собственные ноги.
О введенном две недели назад законе, регламентирующем работу такси, знает каждый работник этой отрасли. И практически все, начиная от руководителей компаний, заканчивая рядовыми шоферами, с трепетом ожидают начала следующего года, когда новое законодательство начнет работать в полную силу, и против нарушителей будут применяться штрафные санкции.
В целом идея стандартизировать таксомоторные перевозки замечательна по своей сути. В какой-то момент таксистам все равно пришлось бы сделать это. Унификация и лицензирование призваны обезопасить этот вид транспорта, повысить проходной порог для недобросовестных перевозчиков, снизить риски для пассажиров. Но, с другой стороны, известно ведь, куда ведет выстланная благими намерениями дорога. Некоторые положения нового законодательства не учитывают интересы не только перевозчиков, но и самих пассажиров.
Первыми под удар попадают непосредственно водители такси. Насколько известно, бум таксомоторных перевозок, произошедший лет пять назад, привлек в эту отрасль множество водителей со своим транспортом, для которых извоз стал хорошим дополнением к основному заработку. Например, Игорь, ночной таксист, что отвозит меня, днем работает на заводе. В свое время он взял в кредит автомобиль, зарплата рабочего это еще позволяла, но грянул кризис, и ему пришлось что-то срочно придумывать. Кредит, семья, дети, которых нужно собирать в школу, – и он нашел выход. Уже более двух лет Игорь подрабатывает таксистом. Вместо того, чтобы валяться без дела на диване перед телевизором, каждый вечер на несколько часов он выходит на линию. Работает официально, на собственном автомобиле. Исправно платит налоги. Радиостанцию на время дал друг. Такая подработка в месяц дает сумму, составляющую чуть больше половины его зарплаты на заводе. Что он будет делать после Нового года, еще не знает. Машину покупал для семьи, однако, если придется, готов перекрасить ее в нужный цвет и поставить сверху шашечки. Но только при условии, если это оплатит работодатель – такие затраты не потянуть самому. А если в его услугах перестанут нуждаться, машину придется продать. За кредит он еще полностью не расплатился.
И это случай не единичный, таких людей только в Твери насчитываются сотни. В компании, где работает Игорь, примерно полторы сотни машин, больше двух третей штата водителей работает по такому принципу. Учитывая специфику таксомоторных перевозок – большая часть заказов приходится на поздний вечер, когда исчезает общественный транспорт, это оптимальное трудоустройство для экономически активных работоспособных мужчин – представителей среднего класса. Многие из них теперь уйдут из этого бизнеса. И, должно быть, в первую очередь те, кто успел приобрести «серьезную» машину – они попросту откажутся перекрашивать дорогое авто.
Учитывая объем средств, которые придется вложить компаниям для исполнения нововведений, приходишь к выводу: многие коммерсанты будут вынуждены уйти с рынка таксомоторных услуг. К примеру, один предприниматель, в собственности которого имеется десяток автомобилей, задействованных в таксомоторных перевозках, уже готовится продавать свой бизнес. Вложения в обозримом будущем невозможно окупить, и в этом случае предприниматель станет банкротом. Но даже для крупных компаний соответствующие затраты на все автомобили станут очень тяжким бременем. Компаний, которые уже соответствуют требованиям нового законодательства, единицы.
В августе этого года по стране прокатилась волна протестных акций. Таксисты выступали против принятия законодательных новаций. Самое интересное, что наиболее масштабные выступления прошли в Москве, где, как известно, уже несколько лет таксомоторная деятельность регулируется специальным региональным законом. Примечательно и то, что в рядах протестующих не были замечены люди, далекие от этой сферы. А ведь именно на плечи (точнее, кошельки) клиентов ляжет основная нагрузка – чтобы возместить затраты, таксомоторные предприятия неизбежно поднимут тарифы. В своем недавнем интервью «ТЖ» заместитель начальника департамента транспорта и связи Тверской области Александр Лощенков прогнозировал рост тарифов на 20 – 30%. В связи с этим в качестве альтернативы рекомендовал больше пользоваться общественным транспортом. По всей видимости, чиновники не учли тот момент, что такси является не альтернативой, а лишь дополнением к городскому транспорту.
Вопросы возникают также в отношении таксометров. По мнению самих таксистов, при их использовании стоимость проезда может подняться чуть ли не в два раза. Если сейчас при перевозке учитывается лишь километраж, то с новыми приборами в расчете стоимости появится новый коэффициент – время простоя. Так, один таксист ради эксперимента по дороге из «Южного» в «Юность» включил таксометр. По старинке, то есть посчитав километры, получилось 170 рублей. По результатам калькуляций прибора пассажиру пришлось бы выложить более трех сотен. Разница существенная.
Вопрос относительно использования таксометров особенно остро стоит в малых городах. Например, в таких районных центрах, как Старица или Кашин, где от одной границы города до другой можно пройти быстрым шагом меньше чем за час, таксистам будет крайне невыгодно устанавливать новые приборы. В некоторых городах существует по нескольку таксомоторных компаний, но все они работают по одному принципу. Например, в Ржеве стандартная такса поездки по городу составляет 50 рублей, и по большому счету дорогостоящее оборудование местным таксистам не требуется. Если цены будут завышать, клиент просто откажется от этих услуг.
Однако некоторые компании встретили федеральный закон с надеждой на лучшие времена. Больной темой для многих были и до сих пор остаются так называемые «бомбилы». В старейшей тверской таксомоторной компании с нетерпением ожидают нового года. С точки зрения требований к перевозкам здесь все в порядке: водители ежедневно проходят медосмотр, все автомобили в собственности, таксометры установлены, цвет и обозначения соответствуют тверскому законодательству. Таким образом, финансовые вливания будут минимальны. Но будет официально объявлена война главным конкурентам – «бомбилам».
– Мы знаем, где они обычно стоят, и стараемся туда не соваться, исключение – если едем на вызов, – рассказал таксист Игорь. – Уже неоднократно бывали конфликтные ситуации. Город, можно сказать, поделен на участки, и там они стоят годами. Видимо, кому-то это выгодно.
По новому закону у нелегалов остаются два варианта: либо оставлять бизнес, либо официально регистрироваться. Но и здесь вопрос упирается в жесткость и честность контролирующих организаций. Хотя с этой проблемой вполне можно справиться и без поголовного лицензирования. Прецеденты уже были. Но пока есть люди, которым проще «голосовать» на обочинах, чем вызвать машину по телефону, незаконные перевозчики так и будут зарабатывать на гражданах. Только цены на их услуги взлетят вверх – такова плата за риск.
Так или иначе, закон принят на федеральном уровне. На сайте www.zakontaxi.ru опубликован его текст с дополнительной информацией, а также обновляются новости по этой тематике. Пик активности обсуждений пришелся на август. Большинство комментариев к статьям принадлежит пользователям, связанным с таксомоторными перевозками: предпринимателям, таксистам, а также их родственникам. Положительные отзывы можно сосчитать на пальцах. У таксистов есть еще три месяца на то, чтобы договориться с местными властями о возможных преференциях и послаблениях в этом бизнесе.
Но вот и «Вагонный». Таксист смотрит на показатель преодоленных километров. Достает бумажку с сеткой тарифов. Лишние триста метров округляет.
– С вас 150 рублей. Можете проверить, – улыбается он. – Вот возьмите визитку нашей компании. Может, пригодится, по крайней мере, в ближайшие несколько месяцев.
Источник: http://www.tverlife.ru