Новый закон должен максимально устроить легальных таксистов
Светлана Орлова: Новый федеральный закон о таксомоторных перевозках со всеми поправками должен максимально устроить легальных таксистов
Об этом заявила вице-спикер Совета Федерации, член федерального Координационного Совета ОНФ и модератор видеосовещания Светлана Орлова. Очередной и уже 30-ый по счёту тематический форум Общероссийского Народного фонта был посвящён внесению изменений в отдельные законодательные акты РФ, в части государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
В тематическом форуме приняли участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, члены федерального Координационного Совета ОНФ, представители экспертного сообщества.
Прямой эфир на этот раз был организован с городами: Южно-Сахалинск, Хабаровск, Тюмень, Уфа, Нальчик, Краснодар.
Предметом обсуждения стал новый федеральный закон № 69, который должен вступить в силу с 1 января 2012 года. Основной его посыл – строго регламентировать работу по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории РФ.
В России более миллиона такси и более миллиона людей пользуются их услугами. "Такси выполняют большую социальную функцию, - отметила С.Орлова, открывая Тематический форум ОНФ. - Зачастую только на такси можно добраться до врача, и люди не зря прозвали всем известные автомобили с шашечками “народным такси”. Но, к сожалению, именно в этой сфере сегодня слишком много острых проблем".
Речь идет о серьезном сегменте отечественной экономики. В среднем по Российской Федерации количество перевозимых пассажиров одним такси составляет 10-15 человек в сутки, а по Москве эта цифра составляет 25-30 человек. Для регулирования всех вопросов, связанных с таксомотороными перевозками, необходимо создать эффективную систему контроля и надзора с применением информационных технологий и современных стандартов. Однако к принятому в апреле текущего года закону у профессионального сообщества и региональных властей возникло много вопросов.
С принятием в апреле 2011 года федерального закона № 69 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", пояснила С.Орлова, изменились правила государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в РФ. Органы исполнительной власти регионов получили полномочия по регулированию на протяжении длительного времени анархического рынка таксомоторных перевозок. Однако специалисты и законодатели признают, что слишком короткий подготовительный период, непринятие в расчет международной практики и современных реалий развития рынка таксомоторных перевозок, привели к негативным последствиям для субъектов предпринимательской деятельности.
В первую очередь, отметила С.Орлова, – это невозможность выполнения требований к собственности и оборудованию транспортных средств в силу экономических причин. Отдельной проблемой для региональных властей является невозможность использования арендованных автомобилей. Этому посвящены сотни коллективных обращений, поступивших в адрес законодателей, рассказала вице-спикер СФ.
Федеральным законом, заметила С.Орлова, не регулируется и такой принципиальный вопрос, как правовое положение информационно-диспетчерских служб. Они не признаются организаторами перевозочного процесса, хотя 98% таксомоторного бизнеса в РФ работают по такой модели - через операторов такси.
С января 2012 года уже наступают административные последствия за нарушения закона о такси, но он пока что не заработал. Выступая на форуме, С.Орлова отметила, что в субъектах Федерации устанавливаются чрезмерные требования для осуществления предпринимательской деятельности. В итоге общее количество разрешений на деятельность такси, выданных в России, не превысило отметку в 18 тысяч. Причем 12 тысяч разрешений выдано в Москве, и 4 тысячи – по Московской области.
"Надо выяснить у глав регионов, почему при реализации положений закона в регионах возникли трудности. Их следствием стала тенденция массового ухода профессиональных таксистов "в тень". В ряде малых и средних городов уже исчезли опознавательные знаки такси. Тарифы на перевозку пассажиров такси выросли в среднем по стране на 15-20%. Впечатление клиентов портят “бомбилы”, которые пользуются неотрегулированностью таксомоторных перевозок: и по цене, и по качеству услуг", - констатировала С.Орлова.
Новые принципы регионального контроля и надзора, впервые примененные в технологически сложной отрасли, характеризующейся огромным количеством субъектов предпринимательской деятельности, требуют новых подходов. В настоящее время профессиональным сообществом таксомоторных перевозок совместно с Национальным Советом такси подготовлены поправки в ФЗ № 69. Предложения по корректировки законодательства прозвучали на Первом Всероссийском съезде таксистов, состоявшемся в этому году. По информации вице-спикера СФ С.Орловой, рассмотрение данных законодательных инициатив запланировано на первое заседание Госдумы нового созыва – на январь 2012 года. Законодатели и представители профессионального сообщества будут работать над корректировкой закона в тесном контакте, подчеркнула С.Орлова.
"Для системного развития рынка таксомоторных перевозок необходимо не только желание государства определить обязанности перевозчика, но и в каждом регионе иметь экономически просчитанную, выгодную предпринимателю систему таксомоторного обслуживания. Нужно вносить поправки в законодательство, чтобы не было недоразумений и прямых нарушений. Нужны правила игры, и чем они будут понятнее, тем эффективнее будут работать такси", - подчеркнула Светлана Орлова.
Между тем, сам рынок таксомоторных перевозок, по мнению экспертов, формировался стихийно. В стране много так называемых «бомбил», которые имеют большой теневой доход, но нигде не зарегистрированы и абсолютно не несут ответственности за перевозимых людей и багаж.
Форум был организован с широким участием представителей профессионального сообщества и федеральных органов государственной власти. Регионы России присоединялись к дискуссии в режиме видеоконференции.
В сыктывкарской студии были представлены депутат Государственного Совета РК, член фракции «Единая Россия» Татьяна Саладина, председатель профсоюза автомобильного транспорта РК Иван Урсу, руководитель Ассоциации таксомоторных предприятий РК Игорь Хвищук, а также представители «ОПОРы РОССИИ».
Если говорить о Республике Коми, на сегодняшний день разрешение на таксомоторные перевозки получили всего 70 человек, большая часть из которых живут и работают в Троицко-Печорском районе.
Большинство практикующих сегодня таксистов не устраивает жёсткое требование федерального закона об обязательной установке счётчиков километража (таксометров). К тому же, заниматься частными перевозками будет разрешаться только собственнику автомобиля, но никак не доверенным лицам и арендаторам транспорта.
Руководитель Ассоциации таксомоторных предприятий РК Игорь Хвищук:
«Эти требования нас никак не устраивают. Приведу пример: сегодня по Республике из всей таксистов 80% работают по доверенности или на арендованной технике. Если этот запрет в новом законе снимут, то у нас где-то две-трети нелегальных «бомбил» выйдут из тени».
В стадии обсуждения ещё и такие вопросы «нужны ли обязательные определяющие «шашечки» на такси?», «в какой цвет должен быть окрашен автомобиль, который эксплуатируют для таксомоторных перевозок?», «нужен ли вообще таксомоторный фонарь?» и др.
Светлана Орлова: «Все эти проблемы должны быть детально изучены. В любом случае, перед нами стоит задача, чтобы мы максимально убрали все административные барьеры и иные препоны для осуществления предпринимательской деятельности в сфере таксомоторных услуг».
По словам Светланы Орловой, все предложения регионов будут обязательно учтены при окончательном принятии федерального закона.
Закон в окончательном виде будет рассматривать Государственная Дума уже нового, - VI созыва.