Такси: пассажир голосует кошельком

31.01.2012 Прослушать запись эфира

Гость в студии "Радио России" – председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Геннадьевич Аншаков. 

Разговор с ним посвящён закону о такси, который вступил в действие с 1 января 2012 года. Сделал ли этот закон такси в российских городах более цивилизованными, а поездки для пассажиров более удобными?

С 1 января каждый водитель такси обязан иметь лицензию, выдавать пассажиру кассовый чек или квитанцию за поездку, сам автомобиль должен быть оборудован необходимыми опознавательными знаками – шашечками и специальным фонарём. Что, старый анекдот о том, вам нужно ехать или нужны шашечки, уходит в прошлое?

М. Аншаков не думает, что он уйдёт в прошлое, потому что пока официальное такси хоть и составляет конкуренцию нелегальному рынку перевозок, но все равно нелегальные таксисты присутствуют на российских дорогах. И их очень много. Эксперт не считает, что это плохо на данном этапе, потому что всё-таки в России такси и пассажирские перевозки – это та сфера, где излишнее регулирование со стороны государства может больше навредить, чем помочь.

Многие потребители выбирают нелегальное, неофициальное такси, без чека, без квитанции. Иногда машина в худшем состоянии, иногда водитель Москву плохо знает, но деньги являются определяющим фактором. То есть, цена услуги является определяющей для многих потребителей.

Нет ли оговорки в том, что легальное такси составляет конкуренцию нелегальному извозу. Всегда представлялось, что наоборот всё должно происходить.

По личным ощущениям М. Аншакова, в стране все равно нелегальных таксистов осталось больше, чем легальных. И они всё-таки немного разные сегменты рынка между собой делят. Нелегальное такси – это, когда человек вышел на обочину, проголосовал и поймал машину. А если кому-то надо ехать в аэропорт, то этот человек звонит в службу такси, и ему подают легальное такси (такси по вызову).

Где-то легальное такси и частный извоз конкурируют, а где-то интересы и сферы влияния у них разделены. И они друг к другу не лезут.

И дело не в том, что регулирование – это плохо (регулирование как раз хорошо), а в том, что всё это законодательное регулирование приводит к тому, что начинают злоупотреблять своим положением чиновники, лицензирующие органы. Крупные игроки рынка такси стараются с помощью этого регулирования вытеснить мелких игроков. Общая беда – российская коррупция, отсутствие неподкупных, честных, квалифицированных чиновников, которые бы это грамотное регулирование проводили в жизнь, зачастую они мешают принятию даже простых здравых мер.

Получается, что в России вообще ничего нельзя делать? Нельзя ничего предпринимать, потому что коррупция сразу ставит крест на любых благих начинаниях?

М. Аншаков считает, что нужно просто соотносить, где можно сейчас вводить регулирование, а где немного нужно повременить. Всё-таки, наверное, в первую очередь надо наводить порядок в государственном аппарате, в аппарате управления, потому что коррупционная ёмкость новых законодательных положений о такси достаточно велика.

В "Общественный контроль" уже обращаются люди, есть жалобы, в том числе есть через обратную связь с бизнесом, что мелких игроков постепенно вытесняют крупные компании. Вводятся какие-то излишние барьеры, ставятся препоны. Соответственно, российский потребитель это чувствует на себе. Растут цены, количество игроков на рынке уменьшается.

Если в Москве ситуация ещё более-менее благополучная (большой город – большой рынок), то в маленьких провинциальных городках наступление крупных компаний достаточно ощутимо. Там вообще, может быть, было всего несколько служб такси. И после того, как вводится лицензирование, мелкие игроки просто уходят, их не пускают на рынок.


Что делать? Получить лицензию трудно, приобрести лицензию дорого, получать лицензию невыгодно? Что мешает людям работать легально?

М. Аншаков считает, что, прежде всего, мешает сам процесс получения лицензии. У чиновника всегда найдутся различные предлоги, чтобы не выдать лицензию. Нужному человеку выдать, а тому, кто нежелателен, не выдать. Причин для отказа всегда можно найти массу: запятая не там стоит, справка не по той форме подана, какие-то документы чуть-чуть неточно оформлены. К сожалению, когда в руки чиновников отдаётся вопрос "пущать или не пущать", чиновник становится регулятором рынка, хотя не чиновник должен выступать регулятором, а закон. А на деле получается, что от воли одного человека, выдающего лицензию, будет зависеть, а будет тот или иной гражданин работать или не будет.

Причём ситуация в стране разная. Где-то процесс может идти более-менее благополучно, а где-то, в каких-то регионах, не исключено, что будет много проблем.

Евгений Яковлевич из Омска: Что касается Омска, то в городе выдано более 400 лицензий, хотя нужно их в десять раз больше. Владельцы такси не спешат получать лицензии. А для потребителя более важно, чтобы был не закон о такси, на самом деле это закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, тем более что вносилась статья 9 в спешке, а были разработаны специальные правила перевозок на такси, правила перевозок пассажиров.

Сами такси пользуетесь? Какое предпочитаете: официальное или частников-нелегалов?

Евгений Яковлевич из Омска: Да, пользуюсь. Предпочитаю то, которое вовремя приезжает. Кстати, очень трудно узнать, которое из них легальное, а какое нет. Потому что узнать об этом можно, только когда сам сядешь в такси. Это существенный момент.

Поскольку очень много жалоб, не только как пассажир, но и как председатель Омского союза потребителей "Щит" хотел бы спросить М. Аншакова, считает ли тот нужным создание правил перевозок пассажиров на такси, чтобы люди, потребители знали об этом?

М. Аншаков обратил внимание, что звонивший поднял очень важную проблему. В России очень многие законы, нормативные акты принимаются в большой спешке. Очень часто в стране отсутствует обратная связь между гражданским обществом и экспертным сообществом и людьми, принимающими решения. Ни Всероссийское общество защиты прав потребителей "Общественный контроль", ни другие потребительские организации к обсуждению поправок в законы, касающихся такси, не приглашались, с экспертами не советовались. Сегодня законодательный процесс в России устроен так, что крупные игроки рынка, представители крупного бизнеса на практике используют свои лоббистские возможности. При этом в России нет никакого закона, который бы ограничивал лоббистскую деятельность, как это делается в других странах.

Российское законодательство в течение последних нескольких лет фактически переписывается в интересах игроков, представляющих интересы крупного бизнеса. Это общая беда для страны!

Полностью беседу с гостем в студии слушайте в аудиозаписи программы.

 

Источник: http://www.radiorus.ru