В Баку запрещают использовать российские авто для такси

17.02.2012

В столице Азербайджана с 1 мая будет введен запрет на использование российских автомобилей в качестве такси. Данное решение властей вызвало новую волну недовольства среди таксистов Баку, ранее скептически оценивших также новые тарифы для таксомоторов и появление на улицах города «лондонских такси».

 

«Люди не от хорошей жизни занимаются извозом пассажиров. Прежде чем отстранять людей от деятельности в сфере услуг такси, надо позаботиться об их дальнейшем трудоустройстве. А резкое сокращение количества такси может вызвать нехватку машин и спровоцировать рост цен на услуги, проиграют пассажиры», - считает независимый эксперт в области транспорта Валех Гумбатоглу.

 

Напомним, о запрете на использование российских автомобилей с 1 мая в качестве такси объявил глава пресс-службы Министерства транспорта Намиг Гасанов. Ранее представители Минтранса заявляли, что к использованию в качестве такси в Баку не будут допущены автомобили российского производства старше пяти лет. 

В столице Баку с 1 мая как такси будут работать "лондонские такси" - автомобили ТХ4. Это машины той же модели, что и такси в Лондоне. В начале лета в Баку поступила первая партия из 100 автомобилей.

 

«Запрет связан с требованиями безопасности»

 

Вводимый в Азербайджане запрет на использование российских автомобилей в качестве такси связан исключительно с соображениями безопасности и не преследует никаких иных целей, утверждает Намиг Гасанов.

 

«За критерии безопасности приняты стандарты, установленные Еврокомиссией. Согласно классификации Еврокомиссии по трем категориям J, D и E в качестве такси могут использовать различные модификации автомобилей производства США, Германии, Франции, Швеции, Кореи и Японии», - говорит глава пресс-службы Министерства транспорта.

 

По его словам, в настоящее извозом пассажиров в Баку занимаются водители около 17 тысяч автомобилей. Большинство из них - российского производства, преимущественно автомобили «ВАЗ 2107».

 

 «В таком большом количестве такси нет необходимости. Всего потребности Азербайджана в такси оцениваются в 10 тысяч автомобилей, в том числе 5 тысяч в Баку. Исходя из этого, предусматривается выдача 5 тысяч лицензий в столице», - сказал представитель Министерства транспорта.

 

Нововведение, как подтвердил чиновник, в том числе связано с проведением в мае в Баку международного песенного конкурса «Евровидение 2012».

 

«В действительности новые правила должны были вступить в силу еще с начала этого года. Но мы пошли на уступки и дали водителям время, чтобы определиться: работать по новым правилам или искать и найти себе другую работу», - добавил Намиг Гасанов. 

 

По его словам, водители машин российского производства могут пересесть на так называемые "лондонские такси" - автомобили ТХ4.  

 

Как считает представитель Минтранса, условия эксплуатации «Лондонского такси» выгодны для водителей.

 

«До ноября прошлого года они платили ежедневный план в 50 манатов (около 63 долларов). С ноября план отменили  и они сдают в управляющую компанию выручку по таксометру и в конце месяца получают зарплату», - продолжил Гасанов.

 

На его взгляд, стоимость лицензии для индивидуальных таксистов невысокая и составляет 150 манатов (около 190 долларов) на 5 лет для внутригородских перевозок

 

Еще около  30 манатов (примерно 34 доллара) в месяц водители платят в виде пошлины за технический осмотр автомобилей и личный медицинский осмотр.

 

«На переоборудование автомобиля необходимо потратить 2500 долларов»

 

Такси в соответствии с условиями лицензии должны быть иностранного производства, иметь белый отличительный цвет. Кроме того, автомобили должны быть обеспечены таксометрами, «шахматными» знаками отличия, электронным табло и навигаторами.

По мнению водителей, данные условия требуют от них крупных затрат, а средств для этого нет.

 

«Чтобы подвести автомобиль под стандарты Министерства транспорта, надо перекрасить машину в белый цвет и это потребует порядка 500 долларов. Кроме того, надо установить таксометр, электронное табло, отличительные знаки такси, огнетушитель, аптечку. На все это нужно не менее двух с половиной тысяч долларов», - говорит водитель «Пежо» Вели Ибрагимов.

 

По его словам, оформлением «одной лицензии дело не заканчивается».

 

«Существуют еще негласные поборы. Сотрудники транспортной инспекции облагают водителей неофициальными платежами в размере 100 манат в месяц (около 125 долларов). Надо учитывать расходы на топливо, текущий ремонт, взятки придирчивым инспекторам дорожной полиции. При этом доходы при нынешних пробках невысокие. Если в день попадутся 3-4 пассажира – уже радуешься», - утверждают водитель.

 

Что касается «лондонских такси», то к ним Вали Ибрагимов также относится скептически.

«Там надо отдавать всю выручку, а в конце месяца управляющая компания максимум заплатит тебе 350 долларов. На эти деньги семью из 5 человек не прокормишь», - говорит  таксист.

 

Пожилой водитель одной из машин «лондонского такси» по имени Акифутверждает, что ежедневный план в размере 50 манатов (63 долларов) сохраняется.

 

 «Эту сумму едва набираем, порядка 15 манатов (19 долларов) уходит на покупку «солярки». А в конце месяца вместо обещанных 350 манатов (около 445 долларов) платят нам всего 250 манатов (около 318) долларов. Нам все обещают, что лучше будет…», - сказал водитель.

 

«Придется возобновить акции протеста»

 

Еще более пессимистично настроены водители автомобилей российского производства. 


«Я на своих зеленых «Жигулях»  зарабатываю, чтобы прокормить семью из 5 человек. У меня нет средств, чтобы купить новый автомобиль иностранного производства. Работать на «лондонском такси» также не выгодно. Всю выручку отдаешь, а зарплата низкая. Была бы другая работа, пошел бы работать туда. Теперь остается два выхода - либо идти на оптовый рынок торговать, либо попрошайничать. Но так просто тоже не хочется сдаваться. Наверное, придется возобновить акции протеста», - говорит водитель Агшин Алиев.

 

Напомним,  после введения Минтрансом правил, ужесточающих условия лицензирования деятельности такси, и, в частности, ограничившим возраст автомобилей пятью годами, в Баку прошла серия акций протеста водителей. Последняя акция 19 января была пресечена полицией, около двух десятков человек были задержаны, двое приговорены к административному аресту.

 

В итоге Министерство транспорта Азербайджана 23 января заявило, что отменило ограничения по возрасту автомобилей для их использования в качестве такси.

 

«Но, как оказалось нас обманули. Чтобы успокоить водителей, Минтранс заявил, что ограничения отменяются. Однако сейчас выясняется, что они просто повременили с введением новых правил, чтобы мы не проводили акции протеста», - сказал Алиев

 

Отметим, что в настоящее время стоимость услуг такси в Баку колеблется от 5 (около 6,2 долларов) до 20 манатов (около 25 долларов), в зависимости от расстояния проезда в черте города и от столицы до пригородов.

 

Министерство транспорта, вводя ограничения в сфере услуг такси, превысило свои полномочия, считает юрист-эксперт в области гражданского права Музаффар Бахышев.

 

«Подобные вопросы должны регламентироваться специальным законом, принятым парламентом. После принятия закона должно быть утверждено постановление правительства о процедурных правилах регламентации указанных норм. Минтранс же должен быть лишь исполнителем эти нормативных актов», - считает Музаффар Бахышев.

 

Источник: http://www.kavkaz-uzel.ru