Кто в ответе за незаконное предпринимательство на дорогах?

17.09.2012

 

Дальневосточная ассоциация такси предложила развивать конкуренцию в сфере пассажирского транспорта в том числе путем борьбы с нелегальными перевозчиками.

 

Примером такой необходимости послужил рассказ губернатора Хабаровского края о поездке на такси в Хабаровске. По словам Вячеслава Шпорта, действия водителя такси заставили задуматься о роли конкуренции на пассажирском транспорте. Расстояние от железнодорожного вокзала до места назначения оказалось не более 300 метров, но предложенная стоимость поездки в 300 рублей откровенно возмутила. «Почему так дорого?» — спросил губернатор таксиста. «Я столько хочу, ответил тот без стеснения. — На дворе рынок, и каждый имеет право назначать свой тариф». — История врезалась в память из-за своей абсурдности, однако потребовала осмысления — что предпринять, чтобы защититься от некачественного обслуживания и завышенных тарифов? Ответ — развивать конкуренцию. Дело за малым — создать такие условия, которые бы не разоряли клиентов такси, — подчеркнул Вячеслав Шпорт.

 

Очевидно, что губернатор воспользовался услугами нелегального перевозчика, отметил председатель Дальневосточной Ассоциации такси Андрей Никонов. Несмотря на то, что рассказанная губернатором история произошла давно, а год назад Президентом РФ подписан федеральный закон «О совершенствовании государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в РФ», сегодня на этом рынке почти ничего не изменилось. Конкуренция, которая должна была стать основой безопасности пассажиров, повышения качества обслуживания и формирования тарифной политики, не стала решающим фактором в организации работы такси. Причина кроется в неисполнении закона со стороны министерств и ведомств, которые обязаны контролировать эту сферу деятельности.

 

Исключением стали проверки на предмет соответствия законодательству о рекламе дорожных «бомбил» со стороны УФАС по Хабаровскому краю. На перевозчиков, не оформивших разрешительные документы, наложен десяток штрафов в соответствии с положениями Административного кодекса РФ.

 

Изменение в деятельности такси коснулось стоимости перевозок. Но она снизилась лишь благодаря ценовому демпингу со стороны нелегалов. За незаконное предпринимательство существуют статьи Административного и Уголовного кодекса РФ, которые предусматривают наказание в виде наложения штрафа на юридические лица до 300 тысяч рублей, а за неоднократное нарушение — лишение свободы на срок до пяти лет. Надзорные органы стремятся оправдать свое существование, порой нарушая нормы периодичности проверок. Между тем, в сфере организации деятельности такси, где можно ежедневно собирать миллионные штрафы, такого почему-то не происходит.

 

Задаемся вопросами: где преимущество официального перевозчика перед нелегалом? В чем причина неисполнения полномочий, которые переданы в субъекты РФ в сфере пассажирского транспорта? На уровне руководства МВД по Хабаровскому краю даны заверения — с 1 июля 2012 года «бомбилам» будет поставлен заслон, ведь вне борьбы с незаконным предпринимательством о развитии конкуренции говорить трудно. Наступил сентябрь — никаких действий надзорных органов не наблюдается.

 

Зарегистрированный же предприниматель, в том числе таксист, становится объектом внимания проверяющих лиц. Совет по предпринимательству при губернаторе собрал «круглый стол», куда были приглашены сотрудники МВД, специалисты правительства Хабаровского края и мэрии Хабаровска. Предметом дискуссии стали полномочия полиции в сфере нелегальных перевозок. Предприниматели выразили несогласие с положением, при котором органам власти не удается создать равных условий в этом бизнесе. Государство не борется с теми, кто не платит налоги, не исполняет свои обязанности в части контроля безопасности и качества обслуживания клиентов. Вместо проверок нелегальных структур сотрудники налоговых органов тратят время на поиски нарушений честных плательщиков. Обратились к руководству полиции.

 

— В чьих полномочиях борьба с «бомбилами»? — спросил председатель Совета по предпринимательству при губернаторе и член ОКС при УФАС по Хабаровскому краю Сергей Степанов.

 

Ответ одного из должностных лиц силовой структуры полномочия утрачены в связи с реформой МВД РФ. Ответ другого выглядел иначе — полномочия остались, но в связи с повышением должностных окладов в структурах полиции прошли сокращения. Исполнять их некому, так как существует недокомплект личного состава. Таким образом, решение проблемы нелегалов трактуется как кому удобнее. Вопрос требует решения на самом высоком уровне, так как противоречия тормозят развитие.

 

— Проблема в том, что вне закона, оказывается, быть выгодно, — считает Андрей Никонов. — Слишком высока ответственность тех, кто зарегистрировался и отчитывается за свои действия. Мы предприняли шаги, которые доказали: официальный перевозчик становится не только объектом налогообложения, но и проверок с наложением огромных санкций за нарушение. Именно по этой причине в сфере предпринимательства не сработает закон о патентной системе. Члены ассоциации обратились в мэрию Хабаровска с просьбой выделить зарегистрированные стоянки такси, чтобы они приобрели хозяина и соответствовали закону. Получили отказ. Попросили разрешить бесплатный проезд на стоянку аэропорта Хабаровск. Снова отказ. Высказали идею создать межведомственную комиссию по проверкам нелегальных такси.

 

Одни делают вид, что не могут отличить официального перевозчика от нелегала. Другие ссылаются на полномочия министерства промышленности и транспорта Хабаровского края. Между тем, Хабаровске «бомбилы» объединились под крышей сетевого оператора в лице транспортной компании, зарегистрированной в Курганской области. Излишне напоминать о потерях бюджета от деятельности таких перевозчиков. Их нарушения имеют массовый характер — незаконное предпринимательство, отсутствие ежедневного медосмотра, специальных маркировок и таксометров. Нам говорят, что для доказательства вины необходимы неоднократные нарушения. Станет ли предприниматель приобретать «шашечки» на кузов для выполнения разовой поездки? Их наличие свидетельствует о многократном использовании автомашины в целях предпринимательства. Организации обслуживания такси не поможет даже создание саморегулируемых организаций, так как они могут регистрироваться в других регионах страны. Федеральный закон о такси не работает, так как отсутствуют нормы ответственности за его неисполнение.

 

Отладить работу такси способны зарегистрированные некоммерческие структуры в сотрудничестве с межведомственной комиссией, состоящей из сотрудников общественных, правительственных и силовых структур. Члены ассоциации такси направили в адрес губернатора обращение и ждут решений, которые бы удовлетворили как официальных перевозчиков, так и потребителей услуг. Правильный вывод даст толчок развитию конкуренции. Как следствие, формированию обоснованного ценообразования, на что обращал внимания в свое время губернатор.

 

Источник: http://www.priamurka.ru