Итоговые испытания электромобиля в качестве такси

29.11.2012


Согласно договору, подписанному вице-губернатором СК Юрием Тыртышовым и президентом АвтоВАЗа Игорем Комаровым, на улицах города-курорта появятся 90 экологически чистых электротакси. Группа специалистов Волжского автозавода недавно провела в Кисловодске итоговые испытания электромобиля. Машину опробовали руководители города, а от специальной рабочей группы правительства Ставропольского края в испытаниях участвовал гендиректор ЗАО « Автоколонна 1721» Шамиль Касымов.

 

Выбросы вредных веществ в атмосферу Кисловодска за последние десять лет возросли в четыре раза и достигли 235 тонн в год на квадратный километр, или 117 килограммов на душу населения. Такие данные приводили эксперты на Национальном научном форуме «Нарзан – 2011», состоявшемся в прошлом году в Кисловодске.

 

96 процентов «грязных» выбросов в атмосферу приходится на автомобильный транспорт. На учете в РЭО ГАИ Кисловодска состоит свыше 35000 машин. Плюс к тому в город-курорт ежедневно въезжает более 2000 иногородних автомобилей. Большинство из них не отвечают экологическим стандартам, а попытки местных властей хоть как-то ограничить въезд на курорт иногороднего транспорта прокуратура расценила как нарушение действующего законодательства Российской Федерации.

 

Вот и выстраиваются ежедневно в час пик у единственного въездного моста в город очереди из сотен автомобилей. Улицы в Кисловодске узкие, извилистые, с большим перепадом высот, на многих дорожное полотно – колдобина на колдобине. Плюс к тому из рук вон плохая организация дорожного движения. В результате бесконечные заторы, пробки, экстренные торможения, перегазовки… Клубы выхлопных газов висят почти над каждым перекрестком. Рельеф местности не позволяет использовать в Кисловодске троллейбусы.

 

И в этой ситуации использование в курорте малолитражных электромобилей, производство которых осваивает Волжский автозавод, – большой плюс в деле защиты окружающей среды.

 

…Белая «Лада-Калина», с шашечками такси на крыше и надписью «Электромобиль» на дверцах, легко разворачивается в крытом боксе бывшего Кисловодского таксопарка и бесшумно останавливается в двух шагах от меня. За рулем узнаю гендиректора ЗАО «Автоколонна 1721» Шамиля Касымова. Выходят и пассажиры: мэр Наталья Луценко и спикер местного парламента Сергей Финенко. Впечатления от поездки в электромобиле у них самые позитивные: движется плавно, бесшумно, в салоне комфортно. Делится впечатлениями и ведущий инженер ВАЗа, один из разработчиков электромобиля Владимир Палчевский. Накануне он четыре с половиной часа безостановочно колесил на электромобиле по улицам Кисловодска. Причем выбирал самые извилистые, крутые, с разбитым дорожным полотном. И вот результат: ходовая часть выдержала все местные колдобины без поломок, одной стандартной зарядки аккумуляторов хватило на 125 километров пути.

 

- Для работы такси в одну смену в городских условиях вполне достаточно, – убежден он.

Однако рано или поздно батареи электромобиля разрядятся. И что тогда?

- Никаких проблем, – уверяет региональный директор фирмы «Энсто Рус» Сергей Запасский.

 

Он подводит руководителей города и журналистов к небольшой овальной стойке из нержавейки. Прикасается электронным ключом – дверца распахивается, открывая доступ к розетке. С. Запасский берет оранжевый кабель со штекерами на концах: один подключает к зарядному устройству, другой – к электромобилю. Подзарядился – и можно ехать дальше.

 

Но наученная горьким опытом хозяйственника Наталья Луценко интересуется:

- А насколько они, эти зарядные устройства, антивандальные?

 

Представители фирмы «Энсто Рус» уверяют, что монолитный стальной корпус зарядного устройства устоит против любого раздухарившегося лоботряса. Более того, он снабжен специальным покрытием от любителей «граффити» и различных «надписей» на русском языке. Достаточно слегка протереть тряпочкой – и от художеств не останется и следа. В России, пояснил С. Запасский, работает уже более ста таких заправочных станций, и пока претензий не было.

 

Помимо медленной нам продемонстрировали и быструю – довольно громоздкое сооружение. Но зато отечественное, более дешевое. Использовать его планируют в стационарных точках: таксопарке, аэропорту, на вокзалах и т. д.

 

- А сколько стоит этот электромобиль? – поинтересовался я.

Кусается, и пребольно: выяснилось, что 1250 тысяч рублей. Кто-то из шоферов за моей спиной деланно закашлялся… И было с чего. Выходит, электромобиль стоит дороже, чем три новенькие «Калины» базовой комплектации или иномарка представительского класса. Замялись даже представители власти и главный популяризатор электромобилей на Кавминводах, гендиректор ЗАО «Автоколонна 1721» Шамиль Касымов. Именно это крупнейшее в городе пассажирское автопредприятие намерено закупить первую партию вазовских электромобилей.

 

- Конечно, автопредприятие берет на себя большую финансовую нагрузку, – признает глава города Наталья Луценко. – Поэтому ему необходимы преференции.

 

К сожалению, у муниципальных властей набор таких преференций невелик: договориться о преимущественном праве движения экологически чистых электромобилей в курортной зоне, субсидировать ставку по кредиту – вот, пожалуй, и все. Поскольку это будет пилотный проект, то часть затрат обещают взять на себя ВАЗ и правительство Ставропольского края. Кроме того, краевые власти могли бы ввести квоты на такси в городах-курортах. Сейчас в Кисловодске официально числится 674 таксомотора, но на самом деле ежедневно на его улицах «бомбят» более двух тысяч человек.

 

- Правительство края ставит задачу пустить в Кисловодске 90 электротакси уже к началу курортного сезона – 2013, – пояснил Шамиль Касымов.

 

Но это, конечно, мизер на фоне 40000 обычных чадящих авто. Перевести всех на электрическую тягу в ближайшие годы не удастся из-за дороговизны батарей электромобилей. А есть и иные пути вырвать прекраснейший город Северного Кавказа из удушающей удавки выхлопных газов?

 

Рассмотрим варианты.

Весь нынешний год на 61-м километре железнодорожной ветки Минеральные Воды – Кисловодск (недалеко от въезда в город) пытаются реанимировать 20-летней давности проект: рядом с наземным строят подземный автомобильный переезд. Безусловно, беспрепятственно проезжать под рельсами намного удобнее, чем стоять перед шлагбаумом, ожидая, пока пройдет электричка. В четвертом квартале будущего года 460 миллионов рублей, выделенных на строительство переезда, обещают освоить полностью. И вот тогда, мол, ситуация с автотранспортом в городе-курорте радикально улучшится.

 

Ой ли? Пропускная способность улиц по другую сторону железной дороги – даже после частичной реконструкции – невелика. К тому же большинство автомобилей затем опять переезжает железнодорожные пути, чтобы попасть в центр города.

 

Куда радикальнее разгрузить транспортные потоки в центре Кисловодска позволил бы другой объезд, до окончания строительства которого тоже уже лет 20 не доходят руки у властей.

 

Если постоять с полчаса у въездного моста в Кисловодск, то нетрудно убедиться, что примерно каждый четвертый автомобиль въезжает в город-курорт с улицы Промышленной. То есть из Предгорного района Ставрополья и Малокарачаевского района КЧР. Хотя было бы гораздо ближе и удобнее въезжать в Кисловодск через автомобильный мост между Новым озером и форелевым хозяйством. Таким образом, каждый день несколько тысяч автомобилей шли бы в объезд центральных улиц Кисловодска. Но почему-то на 80 процентов построенный мост никак не достроят.

 

И, наконец, пора бы вспомнить, что во всех цивилизованных странах к выхлопам автомобилей уже давно применяют экологические стандарты «Евро-3» и «Евро-4». А по городу-курорту федерального значения Кисловодску до сих пор частенько проезжают такие «керосинки», после которых прохожие на тротуарах еще долго стоят, закрывая нос и рот.

 

Каждый год в Кисловодске проходит Международный форум «Инвестиции в человека». В этом году на его площадках представляли как вазовские электромобили, так и изумительные (но безумно дорогие) японские. А неподалеку от этих электрических авто сиротливо стояли их младшие братья отечественной разработки – электровелосипеды, электровеломобили (которые в десятки раз дешевле электро-«Калин» и «Мицубиси»). И уж совсем гадкими утятами чувствовали себя на «ярмарке здоровья» механические велосипеды и веломобили.

 

На базе этих экологически чистых, финансово доступных средств передвижения в городе-курорте давно пора бы развернуть тотальную пропаганду экологических знаний и здорового образа жизни как альтернативы засилью удушающих и совершенно бессмысленных в маленьком городке сверхмощных авто. Например, под лозунгом «Кисловодск – территория здоровья».

 

Но прошел почти год после форума «Инвестиции в человека», а в Кисловодске не открыли ни одной велосипедной дорожки, не построили ни одной велостоянки, на улицах я не видел ни одного электрического велосипеда или веломобиля. Грустно… 

 

Источник: http://www.stapravda.ru