Резолюция Съезда ставропольских таксистов

04.02.2013 Читать подробнее о созыве чрезвычайного Съезда таксистов Ставропольского края  

Скачать резолюцию в формате .PDF    

 

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

Cъезда таксистов Ставропольского края

01 февраля 2013 года                                                      г. Пятигорск  

 

В работе Съезда приняли участие 394 руководителя таксомоторных предприятий различных форм собственности со всех районов Ставропольского края, представители Ассоциации «Национальный совет такси», Межрегионального профсоюза «Таксист», заместитель Министра транспорта Ставропольского края В.В. Тальницкий, Председатель комитета по промышленности, энергетике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Думы Ставропольского края Г.В. Ягубов, руководство ГИБДД Ставропольского края, Администрация города Пятигорска, представители руководства компаний АвтоВАЗ, ВТБ-лизинг, страховой компании «Альянс». Работу Съезда освещали краевые средства массовой информации. 


Участники Съезда таксистов Ставропольского края в ходе обсуждений отметили следующее: 


Мы, предприниматели Ставропольского края, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров легковыми автомобилями такси, обсудив актуальные вопросы транспортного обслуживания населения Ставропольского края и проводимую региональными властями политику в сфере организации пассажирских перевозок легковыми такси, а так же  регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, считаем необходимым заявить консолидированное мнение профессионального сообщества таксистов: 


Такси прочно заняло нишу доступного общественного транспорта для населения Ставропольского края. Оно в условиях постоянно растущего спроса компенсирует неразвитость автобусных перевозок, субсидируемых государством, обеспечивает стратегическую цель развития транспортной системы – высокую транспортную доступность для населения. При этом, перевозки пассажиров легковым транспортом, являясь реальным сектором экономики, решают важнейшую государственную социально-экономическую задачу – предоставляют возможность доступной работы, открытия своего бизнеса или подработки для широкого слоя среднего класса граждан Российской Федерации. 


С принятием Федерального закона, регулирующего деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, в Российской Федерации заложены основы для развития цивилизованного рынка таксомоторных услуг. Субъектам Российской Федерации переданы все полномочия по регулированию деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси. 


Между тем, в настоящее время требуется системный подход к решению ряда нормативно-правовых, организационных и экономических проблем в сфере таксомоторного обслуживания населения регионов Российской Федерации, приведение регионального законодательства в соответствие с современными экономическими реалиями. 


Нормативно-правовое обеспечение деятельности перевозок пассажиров и багажа легковыми такси, на данный момент, характеризуется несоответствием современным экономическим реалиям, технологическому развитию отрасли, фрагментарностью, наличием катастрофически устаревшего множества подзаконных актов времен Советского Союза, противоречащих принятым Федеральным законам. 


При этом, в Российской Федерации, многими перевозчиками и диспетчерскими службами, при перевозках пассажиров легковыми автомобилями совершенно законно, на основании уведомлений о начале деятельности УГАДН, используется такой вид деятельности как перевозка пассажиров по заказу. На основании действующего законодательства, при осуществлении этого вида деятельности не требуется выполнения специальных требований предъявляемых к автомобилям легкового такси.  


Однако считаем необходимым отметить, что повсеместно, перевозчики по заказу широко рекламируют свои услуги как «такси», вводя в заблуждение потребителей таксомоторных услуг и нарушая тем самым законодательство о рекламе. Самое распространенное нарушение при перевозках пассажиров легковыми автомобилями по заказу – отсутствие или оформление договоров фрахтования или заказ-нарядов с нарушением Федеральных правил перевозок пассажиров автомобильным транспортом (отсутствие паспортных данных заказчика перевозки). 


Произошедшая передача всех полномочий по государственному контролю и регулированию деятельности такси субъектам Российской Федерации привела к ситуации, которая характеризуется с одной стороны невозможностью региональных исполнительных властей легитимно устанавливать обязательные требования к участникам таксомоторной деятельности. Исключение составляет право региональных властей устанавливать цветовые гаммы автомобилей такси и возможность введения стоимости разрешений на осуществление деятельности такси. С другой стороны – законодательство не позволяет эффективно осуществлять региональный государственный контроль в силу его финансирования из бюджета региона. Это приводит к появлению законов субъектов Российской Федерации, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, установлению административных барьеров и вытеснению легального извоза в не правовое поле. 


Необходимо отметить, что автомобильная промышленность России, по технологическим и экономическим причинам, в настоящее время не выпускает легковые автомобили желтого цвета, за исключением автомобилей Форд (при предварительном заказе партий от 200 единиц), а перекраска или оклейка пленками повышает стоимость транспортного средства. Как пример можно привести поставку в Ставропольский край, по заказу Правительства первых 5 такси EL Лада Калина, которые имеют серебристую цветовую гамму. 


Анализ выданных разрешений на деятельность такси, как по Ставропольскому краю, так и по всей Российской Федерации показывает, что в среднем, более 80% субъектов предпринимательской деятельности, получивших разрешения, являются индивидуальными предпринимателями, использующими в своей деятельности лишь одно транспортное средство. Эта категория предпринимателей по понятным экономическим причинам не имеет возможности пользоваться доступными или льготными финансовыми инструментами для обновления своих  транспортных средств. 


С 1 января 2013 года в Российской Федерации для самозанятых индивидуальных предпринимателей (не использующих труд наёмных работников) значительно повышена ставка фиксированного платежа в Пенсионный фонд. Это также негативно отразилось на финансовом состоянии основной массы перевозчиков такси, и уже привело к массовому прекращению легальной деятельности и уходу в тень более 8000 предпринимателей только в Ставропольском крае (по всем видам предпринимательской деятельности). 


Участники Съезда таксистов Ставропольского края считают необходимым отметить практически полное отсутствие действий исполнительных органов власти и ГИБДД по выполнению своих обязанностей пресекать деятельность нелегальных таксистов. Это создает огромные преференции частному извозу без регистрации и соблюдения требований транспортного и налогового законодательства. Вместо этого деятельность исполнительных органов власти направлена на борьбу с предпринимателями, которые выполняют основные требования законодательства о такси и платят налоги. 


Так, по официальным данным Прокуратуры Ставропольского края, за весь 2012 год (цитата) «органами ГИБДД края, было возбуждено всего 371 дело об административных правонарушениях, а Министерством транспорта Ставропольского края проведено 23 проверки деятельности предпринимателей. В частности, за управление легковыми такси, не прошедшими государственный (???) технический осмотр (в отношении таксистов имеющих разрешения), за перевозку пассажиров и багажа водителями транспортных средств, не имеющих разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров легковым такси, незаконную установку опознавательного фонаря «такси» и нанесение на транспортное средство цветографической схемы «такси». 


И в то же время, только за январь 2013 года, Министерством транспорта Ставропольского края было выдано более 400 предписаний на устранение «нарушений» предпринимателям, имеющим разрешения. Хочется обратить внимание, что зафиксированы факты, когда рейды ИДПС, нацеленные на легальных перевозчиков, проводились в непосредственной видимости от скоплений «бомбил», к которым никаких санкций не применялось. 


Обращаем внимание на тот факт, что ни региональные, ни муниципальные органы власти края не занимаются развитием инфраструктуры таксомоторных перевозок – планированием и выделением специальных стоянок для такси, разработкой и установлением четких правил допуска легального такси на объекты транспортной инфраструктуры края – железнодорожные вокзалы и станции, аэропорты, на которых по прежнему процветает нелегальный извоз. 


Участники Съезда отмечают, что, несмотря на неоднократные коллективные обращения предпринимателей и некоммерческих организаций в органы исполнительной власти Ставропольского края (более 2500 подписей под обращениями в адрес Губернатора Ставропольского края и Председателя Думы Ставропольского края), запросы Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, взятые под контроль Генеральной Прокуратурой Российской Федерации, несмотря на принятие Федерального закона Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 34-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации", который отменил возможность установления региональными законами единой цветовой гаммы, в Ставропольском крае не был в установленные федеральным  законодательством сроки приведен в соответствие ни один нормативно-правовой акт, регулирующий деятельность легкового такси. 


Более того, требование Министерства транспорта - уполномоченного органа Ставропольского края о приведении в соответствие с положениями п. 2 ст. 3 Закона СК № 65–кз от 26.07.2011 г. автомобилей, получивших разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров легковым такси до 01 января 2013 года, противоречит Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 54 и ст. 55 Конституции РФ, законы, ухудшающие положение граждан, не могут иметь обратной силы. Так ст. 54 Конституции РФ установлено, что закон, устанавливающий и отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Содержание указанных статей многократно истолковано и применено Конституционным судом РФ, Верховным Судом РФ, и Высшим Арбитражным Судом РФ, которые разрешая дела, исходят из конституционного принципа, что законы, ухудшающие положения граждан, обратной силы не имеют (ст. 54, 55, 57 Конституции РФ). 


Согласно правовой позиции, сформированной Конституционным Судом РФ, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, не совместимо с положениями ст.1 ч.1; ст.2; ст.18; ст.54 ч.1; ст.55 ч.2 и ст.57 Конституции Российской Федерации. Именно из этого исходит положение о запрете применять законы, прекращающие правомочие к отношениям, которые возникли до введения в действие нового закона. 


На момент выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Ставропольского края, действующее законодательство не возлагало на предпринимателей обязанности иметь жёлтый цвет кузова автомобиля до 1 января 2013 года. Разрешение выдается сроком не менее чем на пять лет. Следовательно, требование о приведении транспортных средств в соответствие с положениями, вступившими в силу с 1 января 2013 года, нарушает Конституционные права предпринимателей Ставропольского края


Между тем, требования властей по перекраске или обклейке такси в желтый цвет негативно сказывается на облике нашего края, так как часть перевозчиков поспешивших выполнить требования закона, выполнили его сквозь пальцы: покрасили, поклеили специальную пленку прямо на ржавчину, сколы краски, без подготовки кузова автомобиля. Встречаются даже такси оклеенные пленкой для мебели. В итоге на улицах городов нашего края, появилось множество разноцветных неопрятных автомобилей, внешний вид которых не вызывает ассоциаций с легковыми такси. 


И даже в этом случае они не выполнили требование закона. Закон должен читаться буквально, а действующая норма Закона Ставропольского края гласит: «иметь желтый цвет кузова», соответственно цвет должен быть желтый, а не комбинированный. 


Обсудив актуальные вопросы, стоящие перед профессиональным сообществом таксистов Ставропольского края, Съезд принял следующие решения: 


Рекомендовать Правительству Ставропольского края:

1. Незамедлительно принять меры, на основании п. 12 ст. 16 Федерального Закона № 294–ФЗ от 26 декабря 2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», по отмене незаконно выданных предпринимателям Ставропольского края в период с 01 января 2013 года предписаний об устранении выявленных нарушений п. 2 ст. 3 Закона СК № 65–кз от 26.07.2011 г. 


2.  Рассмотреть на ближайшем заседании Комиссии по безопасности дорожного движения Ставропольского края вопрос «О неотложных мерах по созданию системы таксомоторного обслуживания населения Ставропольского края», с приглашением представителей профессионального сообщества таксистов Ставропольского края. 


3.    Принять меры по разработке комплексной программы развития таксомоторных перевозок в Ставропольском крае, включающую в себя развитие инфраструктуры таксомоторных перевозок, меры по субсидированию обновления парка транспортных средств предпринимателями всех видов собственности, возрождения системы профессиональной подготовки,  обеспечения равного доступа легальных перевозчиков к аэропортам и железнодорожным вокзалам, а также комплекс мер по действиям правоохранительных органов в отношении нелегального извоза. 


4.   Совместно с Администрацией города Пятигорска, рассмотреть возможность проведения в экспериментальном режиме пилотного проекта – «комплексной системы таксомоторного обслуживания населения особой экономической зоны Кавказские минеральные воды». 


5. Рассмотреть предложение корпоративного отраслевого образования Национальный совет такси о заключении соглашения о взаимодействии НСТ с Правительством Ставропольского края в области создания системы таксомоторного обслуживания населения региона. 


Рекомендовать Думе Ставропольского края: 


1.    Назначить проведение Парламентских слушаний посвященных общественному обсуждению проекта Закона Ставропольского края № 143-5  «О внесении изменения в статью 2 Закона Ставропольского края «О некоторых мерах по обеспечению безопасности пассажиров легкового такси в Ставропольском крае» (содержащего частичные положения по приведению регионального закона в соответствие с федеральным законодательством - об уполномоченном органе и региональном государственном контроле в сфере деятельности такси), принятого Думой Ставропольского края 31 января 2013 года, и направленного на подпись Губернатору Ставропольского края  с целью дополнения положений законопроекта и обеспечения полного, а не частичного приведения Закона Ставропольского края в соответствие с Федеральным законом от 23 апреля 2012 года № 34-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации». 


2.  Обеспечить максимальное привлечение к участию в Парламентских слушаниях некоммерческих объединений таксистов, профсоюзов, представителей субъектов предпринимательской деятельности в сфере таксомоторных перевозок, общества потребителей, экспертов и представителей науки для принятия взвешенного решения об установлении цветовых гамм такси в Ставропольском крае. 


Рекомендовать Министерству транспорта Ставропольского края: 


1.     В срок до 01 марта 2013 года принять меры по подготовке положения и созыву Общественного совета Министерства транспорта по деятельности такси и перевозок по заказу легковыми автомобилями. 


2.  При определении принципов формирования Общественного совета учесть необходимость представительства в ОС некоммерческих объединений таксистов, профсоюзов, представителей субъектов предпринимательской деятельности в сфере таксомоторных перевозок – по одному представителю от каждого района Ставропольского края, общества потребителей, экспертов и представителей науки, а также постоянное участие в работе ОС представителей ГИБДД, ФНС, УГАДН, ФАС.  


Национальному совету такси: 


1.  В срок до 15 февраля 2013 года, обеспечить доведение резолюции Съезда до руководства федеральных органов исполнительной и законодательной власти, Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. 


2. При необходимости, оказать правовую поддержку профессиональному сообществу таксистов Ставропольского края в судах, а также при подготовке исков в Конституционный суд Российской Федерации. 


Некоммерческим объединениям таксистов, профсоюзам, и предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров легковым такси Ставропольского края: 


1.     В каждом районе Ставропольского края, в срок до 15 февраля 2013 года провести общие собрания субъектов предпринимательской деятельности по делегированию представителей профессионального сообщества таксистов в Общественный совет Министерства транспорта Ставропольского края по деятельности такси и перевозок по заказу легковыми автомобилями и участию в Парламентских слушаниях проводимых Думой Ставропольского края. 


2.   Рассмотреть на общих собраниях предложения Национального совета такси о создании краевой инфраструктуры поддержки предпринимательства в сфере таксомоторных перевозок и комплексных предложений по системе обновления транспортных средств такси, сопровождаемых льготными финансовыми и страховыми продуктами. 


3.    Принять меры по доведению Резолюции Съезда таксистов Ставропольского края до руководства исполнительной и законодательной власти края, размещению ее в средствах массовой информации, в социальных сетях на форумах.