Бомбилы в законе
В борьбе за пассажиров таксисты по-прежнему вынуждены конкурировать с нелегалами. С проблемой борются на всех уровнях, но частники находят для себя все новые прорехи в законодательстве. Как обстоят дела в нашем регионе - расскажет Александр Леснов.
Звоним в службу такси по номеру, которым сейчас обклеен почти весь город. На вызов приезжает авто без каких-либо опознавательных знаков. Водитель объясняет: это - подработка. Машина его, а сам он просто сидит на телефоне, если сообщение о вызове приходит в свободное время - берет заказ. По его словам, развозом заниматься приходится нечасто, да и больших денег таким образом не заработаешь.
"- То есть, это такая эпизодическая подработка? - Да, я бы сказал, конкретно
эпизодическая".
Эта служба такси - нелегальная. Таких в городе - с полдесятка. Заплатили 150 рублей. К слову, не меньше, чем отдали бы крупным перевозчикам. Правда, доехали без происшествий и вовремя. Олег Масленников, водитель в известной компании, рассказывает: раз на раз не приходится. Если раньше таксисты конкурировали с бомбилами-одиночками, то теперь извозчики, работающие на себя, оказываются объединены в сеть. Принцип работы прост: покупается красивый городской номер, организуется целый колл-центр, запускается реклама. Водители - люди, занятые на основных работах. При заказе машины, происходит СМС-рассылка, и пассажира берет тот, кто не занят. Само собой, такая система дает сбои, а шишки в итоге валятся на всех перевозчиков.
ОЛЕГ МАСЛЕННИКОВ ВОДИТЕЛЬ ТАКСИ: "Непонятная система вообще подачи. Могут через 30 минут приехать, могут не приехать совсем. Из-за этого многие люди высказываются в духе "все таксисты одинаковы".
Именно удар по репутации, считают таксисты - главный вред от нелегалов. Водители со стажем говорят: подобные фирмы появляются и исчезают. Люди рано или поздно перестают пользоваться услугами сомнительного качества. Тогда покупается новый красивый номер, и раскручивается новая рекламная компания.
АЛЕКСАНДР ЛЕСНОВ КОРРЕСПОНДЕНТ: "Как же отличить легальное такси от нелегального? Во первых - это шашечки, на бортах и крыше, символика фирмы-перевозчика. В салоне - наклейки с четкими трифами, информация о юридическом лице. Но на эти признаки внимание обращают далеко не все. Для людей важно одно: сесть в автомобиль и доехать до пункта назначения. Казалось бы, в таком случае, для пассажиров разницы между таксистом и бомбилой нет никакой. Но это - только на первый взгляд".
В такси машина работает в среднем года по три, за это время амортизация железного коня доходит до 80%. Причина: на одном автомобиле на линию посменно выходят 2-3 водителя. Поэтому постоянные техосмотры - одно из обязательных требований.
СЕРГЕЙ КИСЕЛЕВ МЕХАНИК: "Проверяем чистоту салона, масло, жидкости, наличие осветительных приборов. Чистоту машины и так далее".
Медосмотр перед выездом - еще одна обязательная процедура. Пустить на линию водителя даже с повышенным давлением, а не то что выпившим - невозможно. Сами таксисты - профессионалы своего дела, чтобы устроиться на работу в крупную фирму-перевозчик необходим серьезный водительский стаж. Кому доверяют свои жизни клиенты нелегалов, не знают даже хозяева кол-центров.
ИГОРЬ НАРИНЯН, ДИРЕКТОР СЛУЖБЫ ТАКСИ: "Мы несем гарантию за своих водителей, которые у нас проходят осмотры, за свои автомобили. А там, простите, я сегодня днем стою у станка, а вечером сел в машину и поехал бомбить. Официальный бомбила я".
В вакансиях водителей, которые на интернет-сайты выкладывают фирмы сетевики, среди требований только наличие автомобиля и прав, а также смартфона. Он будет служить счетчиком. Ни слова о стаже вождения и требованиях к машине. Каким-либо образом проконтролировать состояние водителя перед выездом - не представляется возможным. Но оказывается, что кол-центры, организующие вокруг себя нелегалов, закона не нарушают. В департаменте транспорта области нам объясняют: в документах на регистрацию такой фирмы ни слова о перевозках пассажиров нет. Как нет и надзора за их деятельностью. Ситуацию попытались исправить депутаты Кировского заксобрания - разработали инициативу по запрету подобной деятельности. Но Госдума ее отклонила, в документе возникли противоречия с действующими нормативными актами. И все же, специалисты уверены: после доработки документ вновь будет направлен в нижнюю палату.
СЕРГЕЙ СИТНИКОВ ГЛАВНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ ДЕПАРТАМЕНТА ТРАНСПОРТА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ: "Я думаю, что это какие-то технические детали, которые можно привести в соответствие с уставом автомобильного транспорта и правилами перевозки пассажиров и багажа".
Далеко не все владимирцы выступают за борьбу с сетевиками. В конце концов, для водителя - это свободный график и возможность заработать, а для пассажиров такая система рождает конкуренцию на рынке автоперевозок.
КОНСТАНТИН СУДАКОВ ЖИТЕЛЬ Г.ВЛАДИМИРА: "Она имеет право на жизнь. Но с организаций или хозяев этого бизнеса должен быть спрос. В случае аварий, каких-то таких моментов должен быть жесткий спрос".
В чем сходятся и сторонники и противники сетевиков с красивыми номерами - их деятельность должна быть прописана в законодательстве. Правда, скорее всего, в этом случае они либо исчезнут, либо превратятся в те же самые легальные таксомоторные компании. Пока же, единственные, кого правоохранители могут в чем-то обвинить - водители-нелегалы. Без страховки и лицензии они выезжают на линию на свой страх и риск.
Александр Леснов, Дарья Давыдова, Андрей Синягин, Илья Хлудов
Источник: http://www.vladtv.ru