"Бомбилы" на дорогах
Кемерово и Новокузнецк накрыла волна полулегальных таксистов. Смс-спам, листовки на столбах, в почтовых ящиках, реклама на асфальте – "бомбилы" рекламируют себя как могут.
С каждым годом таксистов становится все больше, а качество их услуг – все ниже. Вступивший в 2011 году "Закон о такси" должен был навести порядок в сфере пассажирских перевозок, поддержать официальных перевозчиков, усмирить частников. Но улучшений не произошло. Почему – разбиралась "Газета Кемерова".
Проблема "шашечек"
Транспортные услуги кемеровчанам оказывает порядка 40 компаний. По неофициальным сведениям, частный извозом в областном центре занимается более двух тысяч человек. В реестре выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории области значится 6107 пунктов. После вступления в силу "Закона о такси" начался массовый отток водителей в нелегальный бизнес. За 2012-2013 годы свою деятельность официально прекратила почти половина индивидуальных предпринимателей. Примечательно, что многие полулегальные таксисты прекращают быть ИП только на бумагах. В действительности же они, как правило, сохраняют лицензию и продолжают оказывать услуги.
Проблемных перевозчиков условно можно разделить на несколько категорий. "Нелегалы" – это частники, которые работают на собственных, а порой и арендованных автомобилях, не платят налоги и не подчиняются никакому закону.
Полулегальные такси – это те организации, у которых есть лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по перевозке людей, выданная им департаментом связи и транспорта. Вся легальность у таких таксистов ограничивается шашечками на крыше автомобиля. Ни счетчика, ни положенных технических осмотров, ни освидетельствования состояния водителя.
"Нелегалы" и "полулегалы" – это еще не самое страшное на рынке перевозчиков. Главная проблема – федеральные сетевики-диспетчеры, которые не имеют своего автопарка, а лишь оказывают информационные услуги – раздают "бомбилам" заказы.
Все эти категории не платят налоги государству, не тратятся на "счетчики", страховку, содержание автопарка. Невооруженным взглядом видно, что живется им явно легче, чем легальным таксомоторным компаниям. Ведь в компании легального перевозчика в штате обязательно должны быть медицинский работник, механик, которому необходима регулярная переаттестация, инженер по безопасности дорожного движения – для инструктажа водителей – и, самое главное, водители-профессионалы, которым также требуется достойная заработная плата. Таким образом, у легального перевозчика возникает масса неизбежных трат: налоги, зарплата, отчисления во внебюджетные фонды, страховка автотранспорта.
Как следствие – огромное преимущество "бомбил" перед легальными перевозчиками: цена их услуг. Нелегалы сколько угодно раз могут демпинговать стоимость провоза, у официальных таксистов же такой возможности нет.
Диспетчер и ничего больше
Если спросить кемеровчан, каким такси они пользуются, то половина точно назовет такси "Максим". Людей подкупает стоимость и оперативность этого перевозчика. Но не всем известно, насколько запутанная схема работы стоит за этим названием. По сути, это всего лишь "стол заказов". В Кургане располагается диспетчерский пункт, который принимает и обрабатывает звонки. Диспетчер сообщает стоимость проезда и отправляет заказ исполнителю, для обслуживания пассажиров привлекаются водители с личным автомобилем. Причем устроиться в "Максим" может абсолютно любой: главное требование – наличие машины и водительских прав. На первый взгляд, подобная схема выгодна абсолютно всем: водитель платит диспетчерам всего лишь 10-15% от поездки, остальное – в карман, клиент получает достаточно быструю и бюджетную услугу, владельцу бизнеса не нужно тратиться на собственный автопарк, медицинский осмотр водителей и технический контроль автомобилей.
Если заглянуть на сайт "Максим", то можно прочитать, что "служба заказа такси не является таксомоторной компанией, заявки передаются исполнителям". Компания называется себя информационной, и ответственности за безопасность движения, пассажира и техническое состояние транспортного средства не несет. По сути своей – это тот же частник-"бомбила". И отвечает в случае дорожно-транспортного происшествия он только перед ГИБДД. Пассажиры на свой страх и риск садятся в автомобиль неизвестного водителя, и в случае аварии отвечать за последствия никто не будет.
"Такси ужасное. Как-то ехала ночью в дождь из Кировского района в Центральный – страху натерпелась, – рассказывает кемеровчанка Мария Осипова. – Ехали на "девятке", водитель не был пристегнут, на переднем сидении ремень безопасности не работал. Во время движения парень курил и разговаривал по телефону. Правила он игнорировал: несколько раз мы проскочили на красный свет, а на Кузнецком чуть не сбили пешехода. За поездку заплатили 130 рублей, но я бы заплатила и 200, лишь бы не ехать вот так".
Тем не менее, несмотря на риск, клиентов у диспетчеров хватает. Случаются и так, что одновременно в городе "висит" до 200 заказов, а на линии работает всего десять экипажей. Естественно, что в таких случаях клиентам приходится подолгу ждать или вызывать другое такси. Доходит до того, что жаловаться начинают сами водители, подрабатывающие на "Максим".
"Водитель водителю – рознь. Отрицать не буду: неадекватных – много. Клиенты тоже хороши, в случае задержки автомобиля начинают кричать, а мы ведь не виноваты. Это все жадность диспетчеров, – объясняет таксист Павел Воротников. – Они берут все заказы подряд, даже когда возможности приехать в срок нет. Часто путают адреса, а иногда даже город. Случается так, что к одному клиенту одновременно выезжает две машины или автомобили-"пустышки", когда клиент, не дождавшись, уехал на другом такси. Так что о каких-то грандиозных заработках в такси "Максим" я бы не говорил. Так, подработка – для поддержания штанов".
К сожалению, самой большой опасностью для пассажиров является не столько состояние автомобиля, сколько состояние водителя, ведь перед рейсом "бомбилу" никто не проверяет. На вызов такой водитель может приехать в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Хотя случается, что наркоманы просачиваются и к легальным перевозчикам. О своем отношении к таксистам-наркоманом рассказал владелец одной из кемеровских таксомоторных организаций, пожелавший остаться неназванным:
"Лично я этого стараюсь не допустить – использую быстрые тесты на наркотики. Когда выявляю водителей с наркозависимостью, сразу же увольняю. Расскажу об одном случае. Позвонили пассажиры, сообщили, что водитель неадекватен и, похоже, что под наркотиками. Я подъехал – действительно. Уволил его. Так сейчас он в Рудничном районе стоит, таксует на "пятерке". Как-то подъехал к нему, а он – в хлам пьяный. А сам рассказывает мне, что уже неделю просохнуть не может. Только отъехал, как вижу, что к нему садится пассажирка, и он ее повез. О какой безопасности тут можно говорить?"
Сложно поверить, но самые серьезные претензии пассажиров к перевозчикам – это не долгое ожидание или невозможность выполнить заказ, а неадекватность водителя, грубость и "убитый" салон автомобиля. В свою очередь у водителей тоже есть претензии к пассажирам:
"Я сам работаю в "Максиме". И вот что я вам скажу, господа и дамы. Вы платите 100 рублей, а требуете, будто в люксовом такси едете, – негодует таксист Артем Киселев. – Нагло курите в салоне, хотя я и не разрешил, прожигаете сиденья. Я одному, кстати, мужику за это нос сломал. Ведете себя нагло, хамите. Причем у меня таких пассажиров процентов 80%. Платят копейки, а еще пальцы гнут. Вы для начала перед тем как требовать что-то с водителя, на свое поведение посмотрите, господа хорошие".
Выгодно быть в тени
Правоохранительные и различные надзорные органы нашей области уже не первый год делают попытки поймать частников "за хвост", но это не так-то просто. Правда, в июле 2012 года кузбасским антимонопольщикам все-таки удалось прижать хитрых перевозчиков. Управление ФАС нашло в деятельности такси "Максим" нарушение закона "О рекламе". Службу заказов оштрафовали за слово "такси" на рекламных плакатах, расклеенных в лифтах, подъездах и крупных торговых центрах Кемерова. Причина в том, что формально это диспетчерские услуги, и на рекламу, а тем более деятельность такого рода необходимо специальное разрешение, которого у "Максим" нет. Более того, несколько десятков водителей, работающих на "Максим", были оштрафованы, так как не имели разрешения на этот вид деятельности.
Действия контролирующих органов строго ограничены законом. Контроль происходит по двум направлениям: выездные проверки организаций или индивидуальных предпринимателей и контроль на линии, который осуществляют сотрудники ГИБДД.
Специалисты департамента транспорта и связи Кемеровской области проводят два вида проверок: плановые и внеплановые – с разрешения прокуратуры. Основание для внеплановых – когда есть подозрение, что существует угроза жизни или здоровью людей. Поводом для внеплановых проверок могут стать рапорт или заключение ГИБДД, сигнал об отсутствии предрейсового или полугодового технических осмотров, жалоба от горожан.
Отметим, что суммы штрафов за нелегальную предпринимательскую деятельность составляют от 500 до 2500 рублей, за перевоз без лицензии – 5 000 рублей, за незаконно установленный опознавательный фонарь или светографическую схему – 5 000 рублей. Деньги, скажем так, незначительные. Не удивительно, что наказанный "бомбила", едва расплатившись, вновь садится за "баранку". "Бомбилой" сейчас быть выгоднее, чем честным индивидуальным предпринимателем. Особенно после того как страховые взносы возросли с 17 000 до 36 000 рублей в год. Естественно, что таксистам теперь невыгодно выходить из теневого бизнеса. Более того, многие уходят в тень потому, что просто не могут "вытянуть" честный бизнес. От деятельности "бомбил" бюджет не дополучает десятки миллионов рублей.
Реклама вне закона
Проблемой также остается способ рекламирования полулегальных таксистов-сетевиков. Трафаретом напечатанная реклама на асфальте, стенах домов, городских достопримечательностях, облепленные листовками подъезды, забитые мусором почтовые ящики, смс-рассылка в телефоне – таксисты-спамеры окружили горожан со всех сторон.
Между тем, согласно федеральном закону "О рекламе", рассылка любой рекламной информации может происходить только с согласия получателя этой информации. У нас же рассылкой занимаются все кому не лень и соответственно – это прямое нарушение, с которым должна разбираться антимонопольная служба. В этом году управление ФАС возбудило дело о рассылке смс-сообщения от службы такси. Несмотря на это, спам о дешевом проезде продолжает регулярно приходить на телефоны кемеровчан.
В свою очередь незаконная реклама на асфальте грозит нарушителю штрафом в 20 000 рублей. Только вот поймать "художников" не так-то просто. "Реклама на асфальте и расклейка листовок наказуема – это административное правонарушение, – объясняет начальник управления перевозки опасных грузов и работы легкового такси областного департамента транспорта и связи Анастасия Шилина. – Зачастую найти заказчиков и исполнителей данной рекламы весьма непросто. С 1 января 2014 года на законодательном уровне области утвердят схемы размещения рекламы. Соответственно, все места, которые в них не оговорены, будут находиться под запретом, и нарушителям придется выплачивать штрафы".
Для борьбы с нелегальными перевозчиками официальные таксисты области в 2012 году приняли решение объединить усилия и образовали гильдию "Такси Кузбасса", в которую вошли 11 компаний Кемерова, Новокузнецка и Междуреченска. Главный председатель гильдии – Александр Маман, непосредственно в Кемерове председателем назначен директор "Такси Блюз" Алексей Саренков. Регулярно члены гильдии организуют собрания и взаимодействуют с департаментами – словом, ищут пути, как сделать областной рынок такси более прозрачным, а главное – безопасным.
Источник: http://taxilife.ru