Если такси не приехало и вы опоздали в аэропорт, кто компенсирует убытки?
У нашей семьи были билеты на самолет утром из Домодедово. Такси заказали с вечера - на время, которое посоветовала диспетчер. Она же пообещала, что по приезде водитель позвонит. Утром в назначенный час звонка не было. Начали звонить в компанию. Дозвонились не сразу. Там ответили, что не могут связаться с "нашим" водителем. Видя, что опаздываем, начали обзванивать другие компании. Все отказывались: не успевают подать машину. В отчаянии побежали к метро, там после долгого махания руками словили "бомбилу", за двойную цену тот несся изо всех сил, но все равно не успели - регистрация закончилась. Можем ли мы наказать компанию, из-за которой все произошло?
Алексей, Москва
Как пояснила "РГ" юрист Московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Мария Рулькова, если по вине таксиста пассажир опоздал в аэропорт, театр, на сделку и т.д., он имеет право на возмещение как морального вреда, так и материальных убытков.
Вряд ли можно рассчитывать, что компания, организующая такси-перевозку, добровольно возместит клиенту убытки, не говоря уж о компенсации морального вреда. Тем не менее, в суде с таксистами вполне можно побороться.
"Под убытками, причиненными компаниями-перевозчиками, чаще всего подразумевается реальный ущерб (закрытие регистрации на авиарейс, потеря тура и проч.), упущенная выгода (получение какой-либо прибыли от участия в важной встрече, совершения сделки, которая сорвалась ввиду опоздания к месту прибытия по вине перевозчика), - рассказывает Мария Рулькова. - При этом в случае опоздания на авиарейс или поезд пассажир вправе потребовать возместить не только стоимость железнодорожного или авиабилета, но и, например, стоимость турпутевки, заранее оплаченного отеля и даже заблаговременно купленных экскурсий".
Но прежде чем идти в суд, надо все же обратиться к самим таксистам, даже если в их ответе сомнений нет. По совету Рульковой, чтобы восстановить нарушенные компанией-перевозчиком права, пассажиру для начала необходимо написать претензию на имя руководителя службы заказа такси. В этой бумаге подробно изложить ситуацию и потребовать добровольного покрытия убытков в указанный пассажиром срок. К претензии приложить копии документов, подтверждающих убытки пассажира: билеты, чеки, платежные квитанции и т.п. Бумагу подготовить в двух экземплярах, второй - с отметкой о принятии претензии - должен остаться у человека.
Если в компании не принимают претензию лично, документ можно отправить заказным письмом с уведомлением.
Если организация не отреагирует на претензию, либо ответ пассажира не устроит, он вправе обратиться в суд. По закону каждая сторона в суде обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
"Таким образом, истцу (пассажиру) предстоит доказать в суде, что опоздание на важную встречу или авиарейс возникло исключительно по вине перевозчика, - говорит Мария Рулькова. - К сожалению, на практике доказать вину задержки такси довольно сложно, поскольку причиной тому может служить дорожная ситуация на маршруте. Однако в судебном порядке пассажир не лишен прав просить суд оказать содействие в истребовании необходимых доказательств обоснованности вины перевозчика путем направления судебных запросов, к примеру, с целью сбора доказательств о загруженности маршрута в определенный период времени".
Если же такси вообще не приехало, здесь все достаточно ясно. Правда, придется доказать сам факт заказа машины в конкретной фирме на определенное время. Это не так-то просто - ведь обычно такси вызывают по телефону, не оформляя никаких документов. Правда, некоторые компании, специализирующиеся на перевозках, организуют на интернет-сайтах своих компаний форму для заполнения информации о вызове такси. В случае опоздания таксиста к месту прибытия по заказу пассажир может использовать информацию интернет-сайта в свою пользу.
"При заказе такси по телефону надо понимать, что многие компании используют записи телефонных разговоров, в связи с чем при направлении претензии перевозчику руководитель компании вправе удостовериться в заявке, - говорит Рулькова. - Тогда шанс на удовлетворение претензии будет выше, поскольку сегодня компании, занимающиеся организацией перевозок, испытывают большую конкуренцию и дорожат репутацией".
Если записей переговоров нет или клиент не может до них добраться, он может представить в суд данные о соединениях со своего телефона (их предоставят в сотовой компании). Косвенно эти данные могут подтвердить, что он по крайней мере был на связи с компанией, а значит, претензии возникли не на пустом месте.
Источник: www.taxilife.ru