Челябинские таксисты предпочитают работать нелегально

22.09.2013



Таксисты уходят в тень. В среду в Законодательном собрании Челябинской области обсудили закон о пассажирских перевозках, принятый два года назад. Оказалось, в полной мере он не действует. И совсем не легализовал рынок частного извоза ни на Южном Урале, ни в России в целом: таксисты сначала получили лицензии, а теперь стараются от них избавиться.

Почему честным извозчиком быть невыгодно, разбирался Вячеслав Афанасьев.   




Андрей (имя изменено) уже несколько лет занимается частным извозом. С 2011 года, когда всех таксистов обязали получать лицензии, работает нелегально, однако ни разу не попадался и штраф за это не платил, как не платил налоги и деньги за оформление документов. Все вырученные средства он кладет в карман и ни с кем не делится. Плюс легальные такси, конкурируя друг с другом, вынуждены снижать стоимость услуг. Цены нелегалов минимум в два раза выше уже который год. 


В Законодательном собрании констатируют факт: таких, как Андрей, – большинство. Закон о пассажирских перевозках, принятый 2 года назад ситуацию на рынке такси не исправил, и водители предпочитают оставлять свой бизнес в тени.

После принятия данных нормативных актов в одной только Челябинской области лицензии на автоизвоз получили почти 5 тысяч частников. Правда, уже через год около тысячи от лицензии отказались, но это далеко не значит, что они отказались от своего бизнеса.

Причин много. Как считают законотворцы, основная – в недостаточном контроле со стороны надзорных органов. Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства, на которое возложены эти функции, по закону может контролировать и наказывать только тех таксистов, кто вывел свой бизнес в легальное поле. Парадокс, но нелицензированных таксистов они не имеют права трогать.

Нелицензированными таксистами занимается ГИБДД. Однако работу инспекции нельзя назвать системной. Точечные рейды и проверки машин с шашечками особого результата не приносят, притом что нелегалы ездят без опознавательных знаков . За два года действия закона в Челябинске с населением больше миллиона человек были оштрафованы всего полторы сотни водителей. Очевидно, что цифра небольшая, однако для понимания масштабов ситуации не хватает статистики. Ее просто-напросто нет. Цифры в Интернете могут расходиться в десятки раз.

Арифметика у нелегальных таксистов простая. Даже страх быть оштрафованными их не берет, просто потому что честно вести бизнес все равно гораздо дороже, чем заплатить штраф. "Ему не нужно содержать соответствующий штат, который имеет легальный предприниматель, – отмечаетСергей Смольников, заместитель министра строительства инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области. – Нет технического специалиста, который выпускает машину на маршрут; медика, который освидетельствует физическое состояние водителя. Нелегал от всего этого освобожден, к тому же он не платит налоги".

Алексей получил лицензию еще в 2011 году. С полным пакетом документов таксист чувствует себя спокойнее, однако признает: чтобы обрести спокойствие, надо достаточно понервничать, собирая все необходимые бумаги и справки. "Лицензию получить несложно, но для этого оформлять ИП. Проблема, конечно, в этом, потому что открыть его легко, а закрыть сложно. Полгода надо подтверждать, что ты не работаешь", – говорит таксист Алексей Волковинский.

Причем Челябинская область не единственная, где существует эта проблема. С бомбилами пытаются бороться по всей стране. Пока безуспешно. Так, например, в тот же день, 18 сентября, поговорить о таксистах решили в Тверском Законодательном собрании. Ситуация там точно такая же, как и у нас.Алексей Смирнов, исполняющий обязанности начальника Управления ГИБДД УМВД России по Тверской области, обращает внимание: "Нет нормативного закрепления мест стоянок легкового такси, а если оно есть, то оно не вполне адекватно тем требованиям, которые необходимы. То есть вполне логично, что около торгового центра должна быть стоянка легкового такси".

Южноуральские законотворцы предлагают бороться с нелегалами, прежде всего усилив контроль. Во-вторых, планируют создать станции легальных такси в самых оживленных местах города. В-третьих, предложили нелицензированный извоз считать незаконной предпринимательской деятельностью."Нелегальный перевозчик – однозначно нарушитель, человек, который осуществляет незаконную предпринимательскую деятельность, – подчеркивает Александр Вышегородцев, председатель комиссии по городской экономике Челябинской городской думы. – У нас есть уголовная статья, которая наказывает за такой вид деятельности".

Успешный опыт закручивания гаек можно перенять у Белоруссии. Там за нелегальный извоз можно не только получить уголовное дело, но и лишиться машины. Как утверждают официальные данные проблему не лицензированных таксистов там искоренили полностью.

Однако наши водители сомневаются, что такие нововведения могут помочь. На их взгляд, они популяризируют рынок поддельных лицензий и медсправок, который, к слову, уже существует. Стоит понимать, что люди занимаются нелегальным извозом не от хорошей жизни и, возможно, помимо введения жестких санкций и контроля, стоит задуматься над положительными стимулами для легализации этого бизнеса.


Источник: http://taxilife.ru