Где шашечки, извозчик?

02.11.2013

Берегись автомобиля... без шашечек. О том, как обезопасить себя, садясь в такси, заговорили на неделе во многих городах республики. Чаще остальных конечно в Казани. После громкого убийства Ольги Шамышевой к службам частных перевозок появилось настороженное отношение. А в Зеленодольске власти начали проверку рынка пассажирских перевозок. Выяснилось, что легально здесь работает лишь каждый десятый таксист. В то же время, в начале неделе в Казани похоронили таксиста, ставшего жертвой пассажира. Как отличить "легалов" от "нелегалов", можно ли на государственном уровне обеспечить безопасность, как пассажиров, так и самих водителей, и почему для этого может понадобиться возврат к советским временам? Выясняла Полина Кастрицкая.

«Ничего такого не смотрят. Например, я когда устраивался... они смотрят стаж вождения только»

Как говорится, из первых уст. В разговоре с нами, водитель официального такси сообщил, что, по сути внутренний рынок такси сегодня не регулируется. 

Так, по его словам, при приеме на работу, вопросы о судимостях кандидата и опыте работы, не задают. В то же время, во всех официальных службах на всех официальных интервью нас уверяли в обратном. Так, индивидуальный предприниматель Тимур Саматов - владелец шести автомобилей. Сдаёт в аренду частным перевозчикам.

Накануне Тимур Саматов оформлял разрешения на свои автомобили в минтрансе. Система таксомоторных перевозок такова: разрешения выдают только инидвидуальным предпринимателям или юридическим лицам. А индивидуальным может стать, как сам будущий таксист - он оформляет разрешение только на свой автомобиль, так и владелец таксопарка, сдающий машины в аренду. Соответствовать машина должна новым требованиям, которые ввели с начала этого года. 

На автомобиле должна быть цветографическая схема - "шашечки". На крыше - опознавательный фонарь оранжевого цвета. Нужен и таксометр, если в службе нет фиксированной оплаты проезда. Также с первого января этого года такси в Татарстане должно быть только белого или жёлтого цветов.

На самом деле, таксистом может стать каждый. Разрешения в минтрансе теперь выдают платные, и стоят они всего... 400 рублей!

Наиля КЛЕВЛЕЕВА - пресс-секретарь министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ: «Требования смягчились в отношении водительского стажа с пяти до трёх лет... разрешения на правах аренды или лизинга, а раньше требовалось, чтобы автомобиль обязательно был в собственности перевозчика... хотим, чтобы развивался легальный рынок такси, и смягчили эти требования - чтобы перешли от "бомбил" на легальную деятельность»

Несмотря на это, "бомбилы" живы. И остаются грозой легальных такси. Самая ярая борьба за пассажиров разворачивается на лакомых местах столицы: аэропорт, железнодорожный вокзал, территории торговых центров. Такси, из-за скопления "частников" порой просто не могут подъехать к клиентам. А иногда дело доходит до драки. Так, недавно случилось возле аэропорта. 

«Настраивает здесь всех против официальных таксистов...»

По словам Наили Клевлеевой, ГИБДД предприняло попытку рейдов против нелегалов. "Частники" свой "безналоговый" бизнес готовы отстаивать и прикрывать любыми способами. А именно садясь в машину "частника", пассажир рискует - гарантий нет, как и порядка в том числе. Трагически погибшая этой осенью в Казани Ольга Шамышева тоже поймала такси на дороге. Этот случай напомнил казанцам трагическую гибель Анны Юдиной год назад. Она тоже возвращалась из клуба на такси. Трагедии подали сигнал: на рынке таксомоторных услуг не всё в порядке. 

В то же время, незащищёнными оказываются и сами водители. На неделе в Казани похоронили таксиста, которого жестоко избил пьяный клиент. Почти одновременно от рук пьяного пассажира погиб водитель такси в Набережных Челнах. Можно ли защититься от подобных случаев? 

Наиля КЛЕВЛЕЕВА - пресс-секретарь министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ: «В функции министерства это не входит следить... Создана рабочая группа совместно с ГИБДД и МВД - в наши функции входит следить, чтобы водители, получившие разрешения, ездили с опознавательными знаками... Государство не может за всеми проследить - важно отношение самих граждан, чтобы не ловили на дорогах...»


Зеленодольск одним из первых взялся за наведение порядка на рынке такси. По результатам проверок выяснилось, из тысячи водителей такси только свыше ста работают легально. Руководство города планирует продолжать рейды и уже обратилось в минтранс республики с просьбой "отозвать" разрешения у тех, кто в тени. Свое мнение на этот счет у предпринимателей. 

В том, что на рынке такси назрели перемены, уверен и Ильгиз Сиразиев - руководитель одного из казанских служб такси.

Ильгиз Сиразиев - руководитель службы такси: «Нужна чистка, рынок такси должен регулироваться очень жёстко, как это было в советские времена. Были таксопарки под контролем ГАИ и ГОСТЕХНАДЗОРА. У фирмы должен быть свой транспорт. Водитель должен приезжать каждый день на работу в офис, а не раз в неделю открывать смену - так больше возможностей контролировать водителей и транспорт»

В этом таксомоторном парке более ста автомобилей. Есть своя ремонтная зона - машины проходят осмотр каждый день. Для безопасности водителей предусмотрена тревожная кнопка. Строгие требования и к самим водителям.


Ильгиз Сиразиев - руководитель службы такси: «Полный пакет документов, особое внимание на медсправку - нарколог и психиатр, судимость...»

О таких же предосторожностях нас заверили и в другом таксомоторном парке. 

Владимир КУДРЯШОВ - генеральный директор таксомоторной компании: «Основные критерии - внешний вид, не судимость, обязательно, стаж не меньше трёх лет, возраст - не моложе 25-ти лет. Мы несём ответственность за каждого водителя перед законом, все проходят медосмотр, 100% механик проверяет машину перед выездом. Если какие-то конфликтные ситуации есть, мы всегда их урегулируем, потому что у нас ведётся запись».

Ряд казанских такси сегодня работают по схеме колл-центра. У них нет своего автопарка и ежедневного контроля в гараже. А задача диспетчеров соединять клиента с таксистом. А за авто водители сами несут ответственность. Так какой же вид такси предпочитают сами пассажиры?

За безопасность пассажира отвечает... сам пассажир. Обращаться лучше в официальные службы, ещё лучше - с собственным таксопарком. Ну и соблюдать элементарные правила безопасности: не ловить такси на дороге, а тем более в тёмное время суток. 

Источник: www.taxilife.ru