Как устроен рынок нелегальных такси в московских аэропортах

18.11.2015


«Никакой лицензии, 5500 в месяц - и всё!»


Каждый из нас, кто хотя бы раз прилетал в Москву на самолете, после прохождения паспортного контроля и получения багажа слышал такие фразы: «Такси не нужно? Недорого», «Такси до центра недорого» или «Машинка не нужна до города? Вместительная, недорого».


Чаще всего такое можно услышать от мужчин с папками, на которых прикреплена бумажка, иногда даже ламинированная, с надписью Taxi. Отказавшись от «выгодного» предложения таксиста, вы идете дальше, чтобы сесть в автобус или аэроэкспресс. Но по пути вас будет сопровождать целая вереница назойливых дядек, пытающихся утащить в свой автомобиль и «недорого», «комфортно» отвезти в город. Приятного, согласитесь, мало, учитывая, что такая поездка обойдется вам в два, если не в три, раза дороже, чем на официальном такси.


Для того чтобы разобраться, с чем связано такое бескультурье и непрофессионализм со стороны таксистов, администраций аэропортов и местных властей, я решил изнутри изучить рынок таксомоторных перевозок в аэропортах и попробовал устроиться на работу таксистом.


Первым в списке моих «жертв» значился «Домодедово»: по личным ощущениям, здесь ситуация с назойливыми таксистами, «встречающими» пассажиров, наиболее плачевная.


Подъезжая к аэропорту, я заметил, что в непосредственной близости от шлагбаумов дежурит несколько эвакуаторов с символикой компании, обслуживающей воздушную гавань. Один из них «разгонял» замешкавшихся после выезда водителей, в том числе таксистов. На ведущем к «Домодедово» шоссе вообще нет неправильно припаркованных автомобилей, мешающих движению. Администрация за этим строго следит.


Сразу же за шлагбаумами - вереница машин такси всевозможных компаний. Очевидно, что это официальные такси. Они скапливаются на специально отведенной для них полосе, ожидая клиентов, не мешая проезду других автомобилей. Здесь все понятно. Таксисты получают заказы через приложение или от диспетчера по телефону и забирают пассажиров.


Официальные такси не представляют для нас интереса, так как не создают дискомфорта окружающим. Однако несколько раз я наблюдал ситуацию, как окрашенные в желтый цвет автомобили такси останавливались в неположенном месте. Другим водителям приходилось их объезжать.


такси в Домодедово


Припарковав машину, я стал искать своих потенциальных работодателей.


«Здарова, мужики!», - обращаюсь я к двоим таксистам, дежурящим на парковке около зала прилета международных линий. «Здарова», - не без интереса отвечают они. «Тут такое дело. Я работу потерял недавно - возил стройматериалы там для одной фирмы, а она развалилась», - начинаю объяснять я.


«Работать, что ли, хочешь?», - перебивает меня один из собеседников в кожаной коричневой куртке, ожидающий своего клиента около побитой KIA с «шашечками» на крыше. «Да, но у меня нет лицензии и всех необходимых документов», - посетовал я. «Лицензия нужна. Ладно, сейчас позвоню», - сказал таксист и принялся набирать номер телефона. «Тут парень подошел. Работать хочет», - начал разговор мой будущий коллега. Он спросил, какая у меня машина и знаю ли я, где стоят «посадчики».


Где стоят «посадчики» и более того, кто это такие, я не знал. «Ну, которые с папками стоят на прилете. Зазывают. К ним подойди. Они тебе все объяснят», - пообещал таксист.


Получив напутствие от будущих коллег, я отправился в зал прилета международных линий и стал искать «посадчиков».


Первый же мужчина с папкой в ответ на вопрос о том, как мне устроиться работать таксистом, показал, где находится нужный мне человек. Им оказался мужчина средних лет, представившийся Саней. Он спросил, какая у меня машина и, даже не поинтересовавшись, есть ли у меня лицензия на работу или хотя бы водительское удостоверение, сказал: «Ну, вон вставай в очередь с другими машинами, на парковку».


Я решил уточнить, нужна ли лицензия или какое-нибудь разрешение от руководства аэропорта. «Да никакой лицензии не надо. 5500 в месяц платишь и всё. 3000 – за парковку, 2500 – за карточку. «Шашки» есть?», - спросил Саня. «Шашек» у меня не оказалось, но именно их наличие на моем автомобиле, а не лицензии или водительского удостоверения, интересовало моего будущего начальника больше всего.


такси в Домодедово


«Шашки» надо, конечно. Ладно, ты тогда готовь деньги, покупай шашки и подъезжай», - сказал Саня. На вопрос, как же я буду работать без официального разрешения, мужчина просто махнул рукой и улыбнулся. «Карточку же тебе дадут, там все будет указано, больше ничего не надо», - объяснил он, пообещав, что штраф за нелегальный извоз мне не грозит. Оформить какие-либо документы мне не предложили.


Тут же Саня рассказывает и порядок работы. Схема простая.


Все нелегалы, хотя есть среди них и таксисты с лицензией, собираются на специальной парковке с отдельным въездом, расположенной также на территории аэропорта, откуда их по очереди вызывает тот самый «посадчик», когда он находит клиента.


Он и его надоедливые коллеги с папками дежурят в зале прилета международных рейсов и предлагают свои услуги пассажирам. На словах договариваются с прилетевшим о стоимости поездки и по рации вызывают следующего по очереди таксиста на парковке.


такси в Домодедово


Таксист заезжает через основные шлагбаумы на территорию, которая непосредственно прилегает к зданию аэропорта и подъезжает к выходу из зала прилета, сажает клиента в машину и уезжает. При этом, таксист, как правило, сразу же отдает «посадчику» его долю, а свою часть получает непосредственно от клиента.


«Но за то, что я въехал через шлагбаум, мне же придется заплатить?», - возражаю я. «Да не, успеешь за 15 минут же. Они бесплатные. А вообще, наши некоторые «паровозом» ездят. Знаешь как? Пристраиваешься за кем-нибудь и заезжаешь, так же и выезжаешь. Но тебе пока рано, потом научишься», - объяснил Саня.


За поездку из аэропорта Домодедово, например, до южных районов Москвы таксист получает от 900 до 1100 рублей от той суммы, которую платит клиент. «Например, я договорился на 6000 или даже на 10000, а ты получаешь ту сумму, которую я тебе назвал», - пояснил Саня.


За поездку на северо-восток Москвы, как пообещал мужчина, я получу 1600 рублей, в центр 1300 – 1500, в другой аэропорт – 2000 и больше. На деле оказалось, что мне заплатят немного меньше, но об этом позже.



Договорившись о работе, я отправился за деньгами, чтобы купить пресловутые «шашечки» и заплатить необходимый «взнос» в общее нелегкое дело домодедовских таксистов, а по пути заехать в Шереметьево и Внуково, для того чтобы посмотреть, как обстоят дела с работой такси в двух других аэропортах.


такси в аэропорту


Следующим аэропортом, в который я отправился поработать таксистом, стал «Шереметьево». При подъезде к самому загруженному терминалу аэропорта - терминалу F - бросаются в глаза импровизированные парковки, которые создают таксисты во всевозможных местах. Ожидая клиентов, они ставят свои автомобили на въездах и выездах с заправок, а также на обочине непосредственно перед въездом на территорию терминала, что, с моей точки зрения, негативно сказывается на имидже «Шереметьево» и его внешнем облике.


На парковках около входов в зал прилета свободные места есть, но никакого скопления автомобилей в неположенных для этого местах я не заметил. Перед зданием терминала есть две полосы проезжей части - по одной ездят все автомобили, в том числе и такси, по другой - только таксисты, которые подъезжают и встречают пассажиров.


такси в Шереметьево


Войдя в терминал, я сразу же заметил несколько «посадчиков» с бейджами и папками, как в Домодедово, предлагающих свои услуги. Я обратился к ним с тем же вопросом, что и к их коллегам в другом аэропорту. «Нет, у нас все по лицензии работают. Вон там парковка, но без лицензии никак», - пояснил один из «посадчиков», отказавшись при этом объяснять мне, каким образом устроена работа таксистов в «Шереметьево».


Он заверил, что ни в одном терминале «Шереметьево» таксисты не работают без лицензии. Потом я смог убедиться в этом лично, побывав в других терминалах. Однако цены на поездки у таксистов, «встречающих» пассажиров в терминале F также никем не регулируются. Например, за поездку из «Шереметьево» в восточный район Москвы Перово меня попросили заплатить 3000 рублей, можно было сторговаться до 2-2,5 тысяч.

 

В терминале C, который находится в «Шереметьево-1», я обнаружил образцовую, на мой взгляд, систему работы такси. Таксистов там попросту нет. Возможно, это связано с тем, что в С самый маленький пассажиропоток среди всех терминалов, однако, когда пассажиры только прилетевшего самолета начали выходить из зоны таможенного контроля, таксисты все равно не появились. Не было их и на парковке перед входом в терминал.


такси в Шереметьево


Зато в зале прилета я нашел офис таксомоторной компании, где пассажиры могут заказать машину.


Итак, осталось разобраться с ситуацией во «Внуково».


В зоне прилета единственного по-настоящему московского аэропорта, поскольку он с недавних пор расположен непосредственно на территории города, есть два разделенных между собой подъезда – для такси и автомобилей.


На всем протяжении полосы для автомобилей установлены знаки, запрещающие остановку. Таким образом, встречающие не создают помех другим участникам движения. Хотя большинство водителей пренебрегают запрещающими знаками.


такси во Внуково


Кроме того, я заметил несколько человек с бейджами Taxi, которые «ловили» пассажиров на выходе из терминала. Однако на мой вопрос о том, могу ли я устроиться к ним работать, мне ответили, что для этого нужна лицензия. Так же мне ответили и другие таксисты, работающие во «Внуково».


такси во Внуково


Так что большое количество именно нелегальных таксистов мне удалось обнаружить только в «Домодедово», однако на подъездах и к «Шереметьево», и к «Внуково» мне попадались автомобили с «шашечками», не окрашенные в желтый цвет. На территории аэропортов их не было. Таксисты, «осаждающие» прилетающих пассажиров и предлагающие заоблачные цены на свои услуги, есть во всех аэропортах, но особенно это бросается в глаза именно в «Домодедово».


Повторюсь, возможно, это связано с тем, что аэропорт перегружен и обслуживает гораздо больше пассажиров, чем «Шереметьево» и «Внуково», но это, согласитесь, не оправдание для руководства аэропорта, которое, очевидно, предпринимает недостаточно мер для того, чтобы исправить ситуацию.


Итак, мне пора возвращаться в «Домодедово», где я теперь работаю нелегальным таксистом.


Обследовав все три московских аэропорта, я решил попробовать самостоятельно поработать таксистом.


Следующим утром я отправился в аэропорт «Домодедово», где меня уже ожидал мой будущий коллега, который пообещал устроить меня. С меня, как выяснилось, требуется только желание, чистая машина и заветные «шашечки».


Приехав в аэропорт, я позвонил уже знакомому Сане. Он встретил меня, проверил чистоту в салоне и еще раз объяснил всю процедуру. «Вот тебе карточка, о которой я говорил. Давай 5500. За неё и парковку», - потребовал он. Я отдал деньги, а взамен получил вот такую карточку.


такси в Домодедово


«Подождите, но я думал, что речь идет о каком-то официальном удостоверении, что я таксист аэропорта Домодедово», - начал было возмущаться я.


«Да нет. Эта карточка просто от бандитов. Ну, там если подойдут, спросят, мол, почему ты здесь стоишь», - объяснил Саня.


«Ладно, а куда вставать?», - спросил я. «Да вон за другими вставай. Наши вот здесь», - показал мне Саня на десяток автомобилей с «шашечками» на крыше. «То есть, есть еще и другие?», - поинтересовался я. «Да, конечно, но ты работаешь со мной. Только «шашки» снимай, как только клиента посадишь», - добавил он и ушел. На часах было около 10:40 утра, а в очереди передо мной стояло 10 машин такси.


такси в Домодедово


Первый час в ожидании своего клиента я сидел в автомобиле и наблюдал за работой таксистов. В основном, мои коллеги обсуждали свои рабочие проблемы и никто, почему-то, не предлагал обсудить запрещённый в России ИГИЛ или личные качества Барака Обамы. Я даже подумал, что меня раскусили, и это ненастоящие таксисты.


Потом решил, что называется, влиться в коллектив и подошел к таксистам, узнать, сколько в день бывает клиентов и каков вообще примерный месячный заработок. Оказалось, не все так просто.


«Ну, по-разному бывает», - ответил таксист с ярко выраженным украинским акцентом. «Бывает, что четыре раза в день съездишь, а бывает, что и один. Еще зависит от того, на какую цену договорился «посадчик», - объяснил он. «А разве у нас не фиксированная ставка по округам?», - забеспокоился я.


«Да что ты! Дай бог, чтоб тебе «косарь» заплатили», - пояснил коллега.


Через три часа меня наконец-то вызвали к клиенту. Им оказался пожилой мужчина с двумя чемоданами, которому необходимо было добраться до Медведково. Мужчина назвал адрес, я уложил его чемоданы в багажник и пригласил его в салон.


«Посадчик» попросил у меня 500 рублей и пообещал, что мой клиент заплатит по приезду 1 500. То есть мне доставалась тысяча рублей за поездку. Я снял «шашечки» и отправился в путь. Мой пассажир молчал всю дорогу. «Значит, ему нравится джаз», - подумал я и обрадовался тому, что выбрал подходящую радиостанцию.


Правда, когда мы подъезжали к МКАДу, я заметил, что мой клиент спит.


Добравшись до нужного дома, я разбудил его и помог вытащить чемоданы из багажника. Когда он предложил мне деньги, я объяснил, что делаю расследование о работе таксистов в аэропортах, поэтому поездка для него бесплатная. Мужчина, видимо, не до конца проснулся, так что просто меня не понял. Он улыбнулся, пожал плечами и ушел в сторону ближайшего подъезда.


Часы в машине показывали 17:00, так что я решил не возвращаться в «Домодедово» за следующим клиентом, да и попросту тратить топливо тоже не особенно-то хотелось. В конце концов, для расследования хватило и этой поездки. В общем, устроиться таксистом в московский аэропорт не просто, а очень просто. Было бы желание. И пять с половиной тысяч рублей.


Чтобы расследование не выглядело однобоко, я взял несколько комментариев у пресс-служб аэропортов и транспортных экспертов.


«Понятно, что в аэропортах нелегальные таксисты существуют до сих пор, даже несмотря на то, что введены меры по ограничению их паркования на привокзальных площадях – вокзалов и аэропортов, - говорит старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Высшей школы экономики Павел Зюзин.


«Я думаю, что с одной стороны это минус, а с другой стороны в любом случае таксомоторные перевозки в аэропортах имеют право на существование, хотя бы потому, что аэроэкспрессы ходят не круглосуточно, а во-вторых, потому что не каждый пассажир захочет ехать в центр города».


Он добавил, что ситуация, когда таксисты, причем необязательно нелегальные, «осаждают» пассажиров в зале прилета, наблюдается не только в московских аэропортах, но и в других воздушных гаванях страны, однако бороться с этим явлением должны администрации аэровокзалов.


Заместитель председателя профсоюза таксистов Москвы Роман Любимов, в свою очередь, подтвердил, что ситуация с нелегальными таксистами особенно остро стоит в «Домодедово», однако схема, по которой предложили работать мне, не единственная.


«Во «Внуково» как бы такого особо нет - меньше аэропорт, меньше закрытая зона, таксисты могут там на втором этаже стоять какое-то время, а в «Домодедово» - там мафия, ну если хотите, узаконенная мафия. Только меня очень удивило то, что вам без лицензии предложили работать. Это совсем против закона.


В Домодедово это налажено просто. Человек встречает, возьмет с клиента денег столько, сколько ему совесть позволит, таксисту «штуку» дает, и он уже везет. Схемы разные. Некоторые таксисты, как вы, платят за парковку, некоторые крутятся на своих машинах около аэропорта. Ему звонят и говорят, какой он по счету в очереди из других таксистов. Некоторые с позволения администрации стоят дольше у места выгрузки. Там ходит человек, гоняет все машины, а их нет», - пояснил Любимов.


По мнению представителя профсоюза, без участия аэропорта бороться с неподобающим поведением таксистов в залах прилета невозможно. Разницы между таксистами с лицензией и нелегалами нет, поскольку процедура получения разрешения на таксомоторную деятельность несовершенна.


«Пока администрация аэропорта получает откат, все это так и будет продолжаться. А лицензия ничего не дает. Ты ее купил или получил на пять лет и в ус не дуешь.», - говорит Роман Любимов, зампред профсоюза таксистов.


«Лицензированием таксистов проблему неэтичного и непрофессионального поведения в аэропортах не решить. Я, если честно, вообще не понимаю, что гарантирует эта лицензия. Наверное, это сделано, чтобы просто посчитать таксистов», - заключил собеседник издания.


Многие специалисты сходятся во мнении, что нелегальных таксистов введением лицензирования и рейдами с участием полиции не победить. К решению проблемы нужно подходить кардинально и комплексно.


По мнению блогера и основателя проекта «Московский таксист» Владимира Амплеева, для того чтобы избавиться от нелегальных таксистов, необходимо менять российское законодательство и создавать удобную и прозрачную процедуру лицензирования таксистов. Он отметил, что согласно действующему законодательству, таксисту необходимо регистрироваться как индивидуальному предпринимателю, который приравнивается к юридическому лицу.


«Процедура получения разрешения на таксомоторную деятельность – это попросту фикция, так как лицензию можно купить за 5 тысяч рублей. Для того чтобы пройти медицинский осмотр, который я должен проходить два раза в день – перед рейсом и после – можно просто приехать в один из медицинских центров, заплатить 1,5 тыс. рублей и получить 30 пустых бланков о прохождении медосмотра с уже проставленными печатями.


Существует специальное программное обеспечение российского производства, которое позволяет проходить обследование дистанционно. Процесс получения разрешения и прохождения медосмотров и техосмотров нужно менять на законодательном уровне и исключить коррупционную составляющую», - пояснил Амплеев.


По его словам, катализатором роста числа нелегальных таксистов являются компании-агрегаторы, руководства которых устанавливают практически непреодолимые барьеры для вхождения на рынок официальных такси.


«В соответствии с законодательством каждый «нелегальный таксист» считается рядовым посетителем аэровокзала до тех пор, пока не нарушает правопорядок. Как только зафиксирован факт нарушения правопорядка – сотрудники полиции получают право на принятие мер. Например, в случае фиксирования факта перевозки без наличия соответствующей лицензии, - пояснили МОСЛЕНТЕ в пресс-службе «Домодедово».


В ведомстве отметили, что одним из эффективных инструментов решения ситуации с нелегальными таксистами и «посадчиками» руководство считает использование рыночных механизмов. «В частности, оказание всесторонней поддержки лицензированным автоперевозчикам, которые предлагают лицензированные и качественные услуги, работая по установленным тарифам. Для удобства гостей воздушной гавани и представителей таксомоторных компаний в аэропорту Домодедово создана специализированная служба, сотрудники которой принимают заказы на перевозку такси у пассажиров».


Для того, чтобы воспользоваться службой заказа такси, пассажиру необходимо подойти к специальной стойке, выбрать класс автомобиля, маршрут и оплатить поездку по установленным тарифам, которые едины на всех стойках.


«Также необходимо обратить внимание на сложившуюся международную практику, согласно которой аэропорты настоятельно не рекомендуют пассажирам пользоваться услугами не авторизованных таксомоторных компаний.», - добавляет пресс-служба аэропорта «Домодедово».


В аэропорту также подчеркнули, что руководство со своей стороны стремится к тому, чтобы таксисты работали на легальной основе. Однако, как я смог убедиться, это не соответствует действительности.


В пресс-службе «Шереметьево» признали, что нелегальные таксисты есть в крупных аэропортах, и это проблема требует решения.


«Администрация аэропорта со своей стороны работает над тем, чтобы таксомоторная деятельность и услуги такси на территории аэропорта предлагались и предоставлялись цивилизованно и открыто. В частности, АО «МАШ» как оператор аэропорта заключило договоры с операторами такси, которые, в свою очередь, осуществляют диспетчирование данной услуги. В каждом терминале есть диспетчерские стойки, куда пассажир может обратиться и получить информацию о тарифах и заказать услугу», - пояснили в Шереметьево.


В договорах, которые руководство аэропорта заключает с таксомоторными компаниями, прописаны требования по оказанию услуг такси. «Заключить такой договор может любой оператор такси, который законно осуществляет свою деятельность и считает условия договора приемлемыми для себя», - добавили в «Шереметьево». В требованиях, подчеркнули в аэропорту, подробно прописан порядок получения услуг.


«Среди требований - возможность выбора пассажиром автомашины с определенным типом кузова (например, минивэн для групп пассажиров или пассажиров с большим количеством багажа), чистота и опрятность салона вплоть до отсутствия посторонних запахов, внешний вид водителя и умение объясниться с иностранцем, и многое другое. Силовых законных мер сам аэропорт к нелегалам применить не может – это прерогатива полиции и контрольно-надзорных органов», - добавили в «Шереметьево».


Задача аэропорта, по мнению пресс-службы, сделать так, чтобы пассажир ясно видел преимущества официального такси и свободно делал свой выбор. В «Шереметьево» добавили, что руководство аэропорта использует все средства коммуникаций, включая сайт, объявления по громкой связи в терминалах, информационные плакаты и соцсети для информирования пассажиров о действиях при заказе легального такси и предостережения воздержаться от услуг нелегальных таксистов.


Кроме того, пообещали в «Шереметьево», в ближайшее время аэропорт запустит собственное мобильное приложение, в котором будут указаны все сервисы и транспортные возможности по доставке в аэропорт и обратно, включая и функцию заказа легального такси.


Получить оперативный комментарий от пресс-службы аэропорта «Внуково» МОСЛЕНТЕ не удалось.


Летом 2015 года в Общественной палате РФ состоялись слушания «Федеральное регулирование таксомоторных перевозок. Проблемы и пути решения», где обсуждались поправки к законопроекту, призванному навести порядок в сфере лицензирования таксистов, в преддверии второго чтения в Госдуме РФ, на которых могут быть приняты изменения.


Так, в Госдуме планируют ввести ответственность для диспетчеров за передачу заказа неофициальным службам такси, а также хотят сократить количество технических осмотров для такси и медосмотров их водителей. Кроме того, поправками планируется ввести прямой запрет регионам вводить один желтый цвет в качестве обязательного для машин легальной службы такси.


Законопроект принят Госдумой в первом чтении 16 сентября 2014 года. Сейчас согласно закону, все водители такси обязаны ежедневно проходить предрейсовый медосмотр. Также каждые полгода машины такси должны проходить техосмотр.


Источник


Уважаемые туляки и гости нашего города! Чтобы не переплачивать за поездки, не связываться с не чистыми на руку перевозчиками, не подвергать свою и ваших близких жизнь и здоровье опасности, воспользуйтесь услугами трансфера "Единой Службы такси" по фиксированным антикризисным тарифам.