Шашечки — это еще не такси

25.03.2016

Большая часть такси на улицах Тульской области — нелегальные, считают эксперты рынка перевозок. Почему леваки не боятся свободно принимать и выполнять заказы, а пассажирам стоило бы их опасаться?


Назад в прошлое


Сфера пассажирских перевозок — одна из немногих, не просевших в кризис. Туляки активно пользуются услугами такси, по городу ездит множество машин с шашечками, а наружная реклама предлагает новые удобные сервисы заказа авто. Но главное — цены.


— Тульские такси работают по тарифам 2007 года, именно поэтому они так востребованы,— констатирует руководитель Объединения автомобильных перевозчиков Тульской области и заместитель директора одного из тульских таксопарков Олег Бекетов.— Если поездка по городу стоит 80 рублей, а у вас компания из четырех человек, то понятно, что такси для вас удобнее маршрутки: машину подадут к подъезду, отвезут куда нужно. Но ситуация эта ненормальная: почему, если мы живем в 2016 году, такси должны работать по ценам девятилетней давности? …


Причиной сложившейся ситуации Олег Иванович называет не добросердечие перевозчиков или честную конкуренцию на этом рынке, а жесткий демпинг, сложившийся несколько лет назад с приходом в Тулу служб заказа такси, а сегодня подкрепляемый приложениями для смартфонов, в работе которых не участвуют даже операторы, то есть накладные расходы сведены практически к нулю.


Служба заказа, о которой наша газета уже писала, это не таксопарк в привычном смысле, а компания, оказывающая информационные услуги, то есть являющаяся посредником между водителем и пассажиром. Никакой ответственности ни перед тем, ни перед другим фирма не несет. То есть случись что в дороге с пассажиром — обратиться с претензией в компанию он не сможет, потому что везла его не служба заказа, а конкретный водитель, который, скорее всего, и таксистом-то не является, поскольку не имеет разрешения на такого рода деятельность. Сам же водитель отдает небольшой процент от стоимости поездки фирме, предоставившей ему информацию о клиенте, и на этом его взаимодействие со службой заканчивается.


Мобильные приложения работают еще проще. Открываешь такую программу, вводишь свое местоположение, адрес, куда нужно ехать, и через несколько минут высвечивается номер автомобиля, который подъедет, и примерная цена поездки. Водитель перезванивает пассажиру сам, оператор в этой схеме не участвует.


Водители терпят


Совсем новый сервис, появившийся на тульском рынке пару месяцев назад, предлагает пассажиру и вовсе самому назначить желаемую стоимость поездки, а водитель видит на экране заказ и решает, брать его или нет. Автор этих строк в течение недели изучал приложения и видел, как поступали заказы на поездки по 50 и даже 30 руб., и они оказывались востребованными. Сам я попробовал доехать за 100 руб. из Криволучья в Советский район, и это получилось.


— Представьте, вы пришли в магазин, и на соседних полках лежит колбаса за 10 и за 200 рублей. Какую вы выберете? Наверное,что-то екнет внутри вас, мол, не может хороший продукт стоить десятку. Также и с такси. Значит, что-то здесь не так,— продолжает О. Бекетов.— Агрегаторы заказов вроде Яндекс, Uber и Get работают по схеме, исключающей затраты на оплату разрешения, обслуживание оператором, налоги, страхование пассажира, амортизацию автомобиля. Зачастую это перевозка по себестоимости бензина, что, возможно, радует пассажира, но только до тех пор, пока он не столкнулся с трудностями. А вот водителей, работающих в таких сервисах, это не радует совсем: они поставлены в жесточайшие условия, и если раньше, например, заработать 1000–1500 руб. можно было за восьмичасовую смену, то теперь на это требуется часов 18, а то и больше…


В некоторых российских городах агрегаторы вытеснили все таксопарки, фактически разрушив рынок легальных такси. В Туле пока работают два таксопарка со своими автомобилями, но и им приходится договариваться с электронными сервисами, идти на уступки, лишь бы не потерять свою долю рынка. Очевидно, что передел сферы такси еще не завершен, ведь в наш город пока не пришел крупнейший мировой агрегатор Uber, но компания уже заявила о желании работать во всех городах с населением больше 500 тысяч, а значит, Тула неизбежно войдет в сферу ее интересов.


Рейд за 500 рублей


Легальный таксист — тот, кто имеет разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа. Оно выдается министерством транспорта Тульской области, список документов для его получения совсем небольшой, как и стоимость — 1000 руб. Правда, разрешение выдается не частному лицу, а индивидуальному предпринимателю или ООО, то есть тому, кто платит налоги.


В принципе, зарегистрировать собственное ИП несложно, но и на этом можно сэкономить: есть фирмы, готовые взять ваш автомобиль в «аренду» и получить на него разрешение. Водитель пользуется своим авто как обычно и уже является легальным таксистом, а фирме платит за посредничество, но раза в два меньше, чем делал бы это в качестве индивидуального предпринимателя.


Есть и еще одно интересное условие, действующее с 2014 года,— автомобиль такси в Тульской области может быть только белого или желтого цвета. Перевозчики считают этот пункт излишним и создающим проблемы:


— Желтые автомобили не выпускаются многими заводами в принципе, а перекрашивать новый автомобиль — просто бред. Есть белые такси, но и их не большинство. Таксисты идут по другому пути: просто регистрируются в соседних регионах, с которыми у Тульской области есть партнерские соглашения, а «цветовых» ограничений там нет…


Отток водителей заметен по официальным цифрам регионального минтранспорта: если в 2014 году было выдано 3497 разрешений и областной бюджет получил 3,5 млн руб., то в 2015-м — только 547. Всего же в области сейчас действует более 7300 разрешений.


Организация проверок — отдельная история. В полномочия областного минтранса входит контроль за осуществлением перевозок легальными такси, а нелегалов поймать может только полиция, вменив им, например, статью о незаконной предпринимательской деятельности или нарушении ПДД, например, использовании без разрешения атрибутики такси. Таким образом, чтобы поймать левака, нужно проводить совместный рейд с участием нескольких ведомств.


— Такие рейды мы проводим,— рассказала директор департамента транспорта министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области Светлана Воскресенская.— С ноября 2015 года по настоящее время министерством совместно с управлением ГИБДД по Тульской области, а также с привлечением сотрудников городских отделов полиции проведено 49 мероприятий, в том числе восемь — по нелегальным такси. Составлено четыре административных протокола о незаконной предпринимательской деятельности…


Штрафы по этой статье КоАП 14.1 начинаются от 500 руб., и, как правило, при первом нарушении суд назначает минимальную сумму. При такой частоте выявления нелегалов (четверо за пять месяцев) рассчитывать на то, что водитель попадется еще раз, не приходится.


Для официальных перевозчиков и таксопарков штрафы, но по другим, уже профессиональным, статьям выше на порядок.


— Нас могут оштрафовать буквально за все: например, за отсутствие цветографического пояса, то есть шашечек на борту, водитель может выложить до трех тыс. руб. А какова общественная опасность этого деяния? — рассуждает Олег Бекетов.— У нас, например, перед выходом на работу водителей осматривает врач, им выписывается путевой лист. Случись какое нарушение — того, кто выпустил, могут оштрафовать на 10 тыс. руб., а юридическое лицо — на 50 тыс. руб. У служб заказа таких проблем нет…


Предприниматель и общественный деятель поясняет, что он не против служб заказа такси и мобильных приложений — прогресс не остановишь. Он — за общие для всех правила:


— Если законодатель позволяет агрегаторам не платить налоги, не проходить предрейсовый контроль, то пусть снизит обременение для таксопарков. Законопроект, прописывающий работу служб заказа, принят Госдумой в первом чтении в 2014 году, но до сих пор не стал законом. Кому это выгодно, остается только догадываться…


Комментарий эксперта


Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тульской области Александр Головин:


— Обозначенная проблема стала актуальной не только в России, но и в других странах. В целом эту проблему можно определить как ситуацию недобросовестной конкуренции между легальным бизнесом и теневым сектором различных услуг и работ. С одной стороны, они востребованы населением, а с другой — их трудно проконтролировать, поскольку они могут осуществляться на дому или с использованием личного автотранспорта и никак не оформляются.


Легальные предприниматели платят налоги и другие социальные выплаты, заработную плату сотрудникам, несут издержки на лицензирование и обеспечение различных требований к своей деятельности, приобретение помещений и оборудования, подвергаются процедурам контроля и надзора со стороны различных органов власти. Наконец, предприниматель при привлечении его к административной ответственности, например, заплатит штраф в десятки, а то и сотни раз больший, чем простой гражданин.


Ясно, что легальный предприниматель и так называемый «теневик», предоставляющие аналогичные услуги, всегда будут находиться в неконкурентной среде, поскольку второй, по определению, будет делать более дешевое предложение.


Отмечу, что предприниматели региона на встречах часто выражают озабоченность, просят принятия мер по ограничению подобной недобросовестной конкуренции.


Какие это могут быть меры? Начну с того, что это различного рода «пряники», например, «налоговые каникулы», удобные системы налогообложения, меры грантовой и иной финансовой поддержки отдельных направлений бизнеса, реализуемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, бесплатное обучение начинающих предпринимателей и многое другое. Такие меры стимулируют граждан начинать и вести легальный бизнес.


Необходимо и усиление ответственности за теневой бизнес. «Копеечные» штрафы мало кого испугают. Наконец, просто несправедливо, что легальный предприниматель несет существенно большую ответственность, чем «теневик». Полагаю, что должно быть наоборот. Можно продумать и механизмы амнистии, если человек, пойманный на теневом бизнесе, в определенный период времени легализуется как предприниматель.


Источник