Анализ хода исполнения ФЗ 69 и ФЗ 34 в регионах РФ и в Тульской области

07.06.2012

7 июня в правительстве Тульской области состоялось заседание Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Тульской области. В его работе приняли участие губернатор Тульской области Владимир Груздев, первый заместитель губернатора Олег Шахов, министр транспорта и дорожного хозяйства Сергей Николаев, директор департамента транспорта Ольга Дашкова, а также эксперты Общественного совета.

 

Среди обсуждаемых вопросов – анализ хода исполнения ФЗ 69 и ФЗ 34 в регионах РФ и в Тульской области по данным мониторинга Национального Совета такси и обсуждение предложений по привлечению НКО перевозчиков к работе по контролю за исполнением законодательства о такси в Тульской области.

 

 С подробным докладом выступил директор Некоммерческого партнёрства «Объединение автомобильных перевозчиков Тульской области» Сергей Марценюк.

 

Предлагаем вашему вниманию подробный текст доклада.

 

Уважаемые коллеги!

 

Я представляю Некоммерческое партнёрство «Объединение автомобильных перевозчиков Тульской области». В нашей организации в основном состоят перевозчики, предоставляющие услуги легкового такси. Создана она была по решению I-й региональной Конференции таксистов Тульской области, прошедшей в августе прошлого года. В ней приняли участие более 100 перевозчиков практически со всех районов ТО, представители администрации, ГИБДД, налоговой. Отдельно хочу сказать слова благодарности Губернатору ТО Груздеву В.С., за его личное участие в Конференции. В процессе прямого диалога был принят ряд решений, которые позволили разработать сбалансированный региональный закон о такси, без перегибов и шараханий, как это наблюдается в других регионах. Также наша организация входит в состав учредителей Национального совета такси РФ, который работает со всеми регионами РФ. На основании имеющихся у нас данных мне бы хотелось осветить ситуацию с реализацией законов о такси в РФ и показать, как выглядит наша область на общероссийском фоне.

 

Для начала приведу несколько цифр.  

 

Всего на 05.06.2012 в РФ выдано 155132 разрешения (таблица 1а).

Лидерами по количеству выданных разрешений на деятельность такси является Москва, Московская область. Тульская область находится на  21  месте.  Если посмотреть на соотношение количества выданных разрешений к количеству проживающего в регионах населения (таблица 1б), картина получается несколько иная. 

 

Явным лидером является Ненецкий автономный округ и Калужская область с показателями 5,3 и 4,28 разрешений соответственно на 1000 человек. Тульская область по данному показателю на 22 месте - 1,3 разрешения на 1000 человек. В таблице 2 собрана информация о стоимости выдачи разрешений. 

Не в лучшем свете выглядит республика Карелия, где размер платы за этот документ составляет 3370 рублей. В Краснодарском крае и Карачаево-Черкесская республике - 3000 рублей.  В 35 пяти регионах разрешения выдаются бесплатно. К ним относится и Тульская область.


Перейдём к таблице 4 - доля самозанятых перевозчиков получивших разрешения от общего числа перевозчиков. 

 

Самозанятым мы называем перевозчика, который работает как ИП один без наёмных работников на собственной (или арендованной) машине. Анализировались не все регионы в силу большой трудоемкости подобного исследования. Но полученная цифра достаточно достоверна и характеризует данный сегмент рынка. 80% от общего числа перевозчиков, являются таковыми.

Какие из этой цифры можно сделать выводы?


Первое: при разработке региональных законов и других нормативных актов нужно учитывать, что большинство предпринимателей, занятых в отрасли таксомоторных перевозок - самозанятые. Именно из-за этого и возникли проблемы с исполнением 69-ФЗ, который изначально был ориентирован на крупные таксопарки, вследствие чего его пришлось оперативно корректировать.

И второе: организовать и проконтролировать такое огромное количество субъектов предпринимательской деятельности штатными силами уполномоченных органов (в среднем по РФ штатная численность уполномоченного органа не превышает 3 человек) (таблица 3), и других проверяющих структур физически не возможно.

А ведь без должного контроля любые законы превратятся в профанацию. Для разрешения данной ситуации необходимо стимулировать создание Некоммерческих организаций (НКО) перевозчиков и развивать добровольное саморегулирование силами профессионального сообщества.

 

Как я уже говорил, на сегодняшний день по всей России выдано чуть более 155 тысяч разрешений. Цифра далёкая от оптимистических результатов, так как по приблизительным расчётам таксомоторными перевозками занимается 1,5-2 млн. человек. Факторами, сдерживающими порой темпы легализации являются медленное принятие местных законодательных актов, слабый контакт с профессиональным сообществом, отсутствие чёткой тактики и стратегии, попытки решения не первоочередных задач, усложнение процедур выдачи разрешений, отсутствие межведомственного взаимодействия, идеологический и информационный вакуум.

 

Например, в Свердловской, Кировской областях и Пермском крае до сих пор идут жаркие дебаты по поводу выбора и необходимости единой цветовой гаммы автомобилей. И в то же время, контроль за исполнением остальных пунктов закона практически полностью отсутствует. Это очень сильно волнует перевозчиков. Они заняли выжидательную позицию до момента прояснения сложившейся ситуации. Зафиксированы даже случаи выхода перевозчиков на протестные митинги с требованиями «Не кошмарить бизнес».

 

Ещё один показательный пример – Курганская область. Там выдано всего 106 разрешений, хотя по численности населения она чуть меньше Тульской. Основной причиной провала политики легализации в этом регионе является сильнейшее идеологическое влияние на точку зрения водителей со стороны сетевых компаний и полная пассивность административного ресурса. Кстати, в Туле присутствует представитель курганской группировки - такси «Максим». Руководством этой фирмы за счёт использования программного обеспечения созданы благоприятные условия для безнаказанного обхода водителями всех требований закона, целенаправленно проводится политика уклонения от уплаты налогов, игнорирования получения разрешений и грубейших нарушений транспортного законодательства.

 

В Краснодарском крае и Белгородской области чиновниками искусственно созданы трудности в получении разрешений. Не смотря на вошедшие в силу поправки в закон, там продолжают принимать документы по прежним требованиям. В списке более десятка требуемых документов, сроки рассмотрения заявлений неоправданно раздуты. В результате некоторые перевозчики сняли опознавательные знаки такси и ушли в теневой бизнес. Редкие контрольные закупки уже не могут повлиять на создавшееся положение вещей.

 

Прямая противоположность этой вакханалии чёткое понимание процесса, постоянная работа контролирующих органов в Москве, Санкт-Петербурге и ряде других городов. Систематически проводятся рейды, задерживаются нелегалы, автомобили нарушителей помещаются на спецстоянки, накладываются существенные административные штрафы.

 

Не плохо организованы совместные действия администрации и профсообщества в республике Коми. Ассоциация таксомоторных предприятий Коми выступило с обращением к перевозчикам и диспетчерским службам о начале систематической борьбы с «чёрным» рынком услуг такси. Была создана общественная организация «Народный контроль» цели и задачи которой - выявление нелегально работающих перевозчиков, фиксация фактов предоставления ими услуг, взаимодействие с правоохранительными органами, доведение дел до суда, освещение результатов деятельности в СМИ. Это позволило буквально за 4 месяца в 3 раза увеличить список легализовавшихся  с 480 до 1244.

 

Нами регулярно проводятся встречи с коллегами не только в Тульской области, но и в других регионах (Уфа, Калининград, Томск, Пермь, Санкт-Петербург, Москва) и вот какое основное мнение профессионального сообщества:

Таксисты готовы согласиться с практически любыми нововведениями лишь в том случае, если они помогут справиться с "нелегалами". Однако те продолжают ездить как прежде, в массовом порядке. Так и не стало ясно, кто и как будет ловить нарушителей на постоянной основе, а не в порядке единичных акций. По закону останавливать любое транспортное средство и штрафовать имеют право инспекторы ГИБДД. Однако у них нет права проверять наличие разрешений. Сотрудники Ространснадзора и уполномоченного органа могут проверять разрешения, но не могут задерживать автомобили, да и к физическим лицам они не имеют право применять санкции.  И, конечно же, отсутствие необходимого штата сотрудников в этих организациях не лучшим образом сказывается на результатах. Вот и получается, что индивидуальные предприниматели и юридические лица оказались более уязвимыми по сравнению с не оформленными бомбилами, которые продолжают смело и открыто брать пассажиров от вокзалов, с остановок и работать с диспетчерскими.

 

В Тульской области сделаны значительные шаги по легализации перевозчиков легковыми автомобилями такси. Позволю себе перечислить положительные достижения:

- принято решение об отказе от единой цветовой гаммы автомобилей;

разрешения выдаются на безвозмездной основе в кратчайшие сроки с минимальным пакетом документов при подаче заявления;

- на данный момент выдано порядка 2200 разрешений;

- проведено несколько межведомственных рейдов по выявлению нелегалов и нарушений в сфере предоставления услуг населению, как в Туле, так и в других муниципальных образованиях;

- проведено несколько информационных акций в среде нелегальных перевозчиков;

- налажено взаимодействие исполнительных органов власти и профессионального сообщества;

 

По сравнению с другими регионами – это не плохие показатели совместной работы. Однако они могли бы быть и лучше.  Позволю себе по пунктам рассмотреть ошибки и предложения по совершенствованию процесса легализации.

 

1. Считаю одним из недостатков проведённых рейдов - сделанный акцент на уже получивших разрешений перевозчиков и порой полное игнорирование нарушений со стороны нелегалов. В основном подобные перекосы происходят в районных центрах, где пока нет понимания общей стратегии. Причём эта ошибка характерна не только для Тульской области. Давайте определимся для себя, что сейчас идёт первый этап легализации. Нам необходимо вывести из теневого бизнеса как можно больше самозанятых перевозчиков и фирм, предоставляющих таксомоторные услуги населению. Те, кто уже получил разрешения, по своей сути доказали свою лояльность, находятся в поле зрения контролирующих организаций. Проверки в последствии можно будет проводить как в плановом, так и внеплановом режиме. Я отдаю себе отчёт, что определённые нарушения у них есть, но они не представляют на данный момент серьёзной угрозы для безопасности пассажиров и не нарушают налоговый кодекс. Например, выписывая штраф в размере 1000 рублей за отсутствие в карточке водителя телефона контролирующего органа при соблюдении всех остальных требований, мы косвенно подводим легалов к мысли, что лучше вообще не светиться с опознавательными атрибутами такси в поле зрения проверяющих и работать по-тихому.

 

Другое дело те, кто по различным причинам до сих пор так и не получил разрешения. Они не платят налоги, не соблюдают элементарных требований транспортного законодательства (не проходят предрейсовые медицинские и технические осмотры, не предоставляется достоверная информация пассажирам, …)

 

Именно поэтому предлагаю на сегодняшний момент при проведении проверок ограничиваться предупреждениями и разъяснениями тем, кто получил разрешения, но имеют незначительные нарекания, а тех, кто в отличие от них полностью игнорируют взятый государством курс на цивилизованный рынок такси  взять под пристальный контроль с широким освещением в СМИ наложенных на них санкций. Применение этого важного психологического и тактического приёма позволит ускорить темпы легализации.

 

2. Я уже упомянул о широком освещении в СМИ результатов проводимых рейдов. Кроме этого необходимо усилить агитационную и информационную деятельность по разъяснению изменений в законодательстве, созданию положительного образа легальной работы в такси. К этому важно привлечь не только издания областного, но и районного значения. Вот примерный план работы по этому пункту:

2.1. регулярное (не реже 1 раза в неделю) и широкое размещение в средствах массовой информации (телевидение, газеты, радио, интернет), статей и передач, рассказывающих об изменениях в законодательстве, регламентирующих работу такси. Особое внимание обратить на районные СМИ.

 

2.2. разработка и раздача бомбилам на улицах листовок/буклетов призывающих легализоваться. Одновременно ведётся фото-видео фиксация и реестр нелегальных перевозчиков, который размещается на сайте www.bombilam.net. (периодически сверяя в последующем реестр нелегалов с реестром выданных разрешений будет видна статистика результатов проведённых акций)

 

2.3. До 1 июля, когда вступают в силу поправки в КоАП о штрафе за оказание услуг без разрешения, сотрудники ГИБДД останавливают автомобили с плафонами, но без шашечных поясов, делают устное внушение о нарушении и возможных последствиях, вручают листовки/буклеты, фиксируют на карандаш гос.№ автомобиля и передают данные в Департамент транспорта. Эти данные пополняют реестр нелегальных перевозчиков.

 

2.4. проведение круглых столов и размещение информации в СМИ сотрудниками налоговой инспекции о существующих видах налогообложения перевозчиков, советы выбора оптимального варианта на примере конкретных цифр.

 

3. Понятно, что ограничиться силами правоохранительных и контролирующих органов не получится, в связи с недостатком сотрудников в них. Поэтому профессиональное сообщество готово предложить свою помощь в практической работе. Вот несколько возможных вариантов сотрудничества:

3.1.       создание рабочей группы при Департаменте транспорта по контролю за деятельностью такси на территории Тульской области и активное участие в её работе. Состав: представители Департамента транспорта, ГИБДД, прокуратуры, налоговой, объединений перевозчиков;

3.2.      создание при уполномоченном органе структуры общественных инспекторов;

3.3.      создание народных дружин;

3.4.       создание инициативных общественных групп из представителей перевозчиков г.Тулы и Тульской области для участия в контрольных (совместных с ГИБДД, Департаментом транспорта и прокуратурой) рейдах;

3.5.       разработка методики проверки на дорогах и при контрольных закупках;

 

4.      Для автоматического контроля за нарушениями перевозчиков предлагаем применять закупаемый Тульской областью комплекс автоматической фиксации нарушений правил парковки, который «записывает» нарушителей правил стоянки и остановки транспорта. Мы готовы рассмотреть возможность участия в частичном финансировании покупки оборудования, предназначенного для фиксации нарушений со стороны перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки легковыми автомобилями такси. А так же предоставить технических специалистов для помощи в настройках и программном сопровождении работы комплекса фото-видео фиксации нарушений со стороны перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки легковыми автомобилями такси;

 

5.      Совсем не затронута тема выделения стоянок для такси, что вызывает ряд неудобств для потребителей услуги и не даёт конкурентного преимущества для легальных перевозчиков. Предлагаем совместно с администрациями муниципальных образований разработать списки стоянок в каждом населённом пункте. А также расширить количество мест, где запрещена остановка обычным транспортным средствам, но разрешена для такси.

 

6.      Следующим моментом хотелось бы обратить внимание на создание пунктов по выпуску в рейс водителей и автомобилей такси, где круглосуточно должны присутствовать медики и механики. На данном этапе есть лишь единичные примеры организаций, которые могут комплексно и не дорого предоставить данную услугу перевозчикам. Отсутствие подобных пунктов влечёт за собой массовые нарушения законодательства перевозчиками, вплоть до подделки путевых листов. Особенно остро эта проблема стоит в малых населённых пунктах. Необходима поддержка со стороны Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области и районных администраций. Например, в Черни ближайший пункт, где можно пройти предрейсовый МО находится в Плавске.

 

 

Хочу обратить Ваше внимание, что НП «ОАПТО» входит в состав Национального Совета такси России. Это позволяет отслеживать лучшие всероссийские наработки для применения их в нашем регионе. Основные принципы, как мы считаем, которых в сегодняшней ситуации необходимо придерживаться:

 

1. Развитие инновационных информационных технологий взаимодействия участников рынка таксомоторных услуг и региональных органов власти.

2.  Совершенствование классических методов государственного контроля и надзора и внедрение современных, дополняющих государственное регулирование - методов превентивного контроля (через саморегулируемые организации) за выполнением стандартов и правил предпринимательской деятельности, основанных на требованиях Федерального законодательства, и, в обязательном порядке обеспеченных материальной ответственностью перед государством и потребителями услуг.

3. Создание инфраструктуры поддержки предпринимательства на принципах государственно- частного партнерства.

4. Программный метод планирования развития системы таксомоторного обслуживания населения региона.

 

Чтобы не затягивать время доклада мы можем письменно изложить подробные схемы и технологии взаимодействия органов власти и саморегулируемых организаций.

 

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что потенциал и возможные результаты Тульской области в сфере легализации и развития таксомоторного бизнеса реализованы не полностью. По нашим подсчётам в Тульской области в бизнесе такси задействовано около 8-10 тысяч перевозчиков. То есть, легализовано пока 20-30% от общего количества. Причём из этого количества 80% самозанятых перевозчиков с одной частной машиной. Легко подсчитать, какие суммы не добирает местный бюджет из-за неуплаты налоговых отчислений. Нам есть над чем работать сообща. Хотелось бы верить, что мы найдём понимание и помощь со стороны областной и местных администраций и контролирующих органов. Результатом этого должно стать цивилизованное и безопасное предоставление таксомоторных услуг для наших граждан.