Такси заказывали?

Такси заказывали? 08.12.2013

Разговор о курских такси напрашивался давно. Таксомоторных контор в городе – море, на пальцах не сосчитать. Только хотелось бы взгляда изнутри, из первых рук, что называется. Нашелся разговорчивый водитель, который не против, чтоб мы влезли к нему в душу, да и в карман тоже. Получилось так, что начали мы с кармана. 


- Бытует мнение, что таксисты - народ зажиточный, наличка опять же всегда в кармане. Много вы зарабатываете? 


- Конечно, много! Сидим на мешках с деньгами и купюрами погоняем! Есть три типа таксистов: плановики, частники и бомбилы. Возьмём плановиков. Это водители, работающие на хозяйских машинах и сдающие ежесуточный план, при этом мелкий ремонт и бензин – на них, а серьезный – на хозяине. Арифметика проста, сначала будем умножать: в сутках - 24 часа, в среднем один заказ в час, пару часов на отдых, пару - на незначительные поломки, разборы с ГИБДД, прогоны (это когда клиент не вышел) и т.д. Итого максимум 20 заказов. В среднем заказ - 100 руб., получаем 2000 рублей в сутки. И с этого момента переходим к самому интересному - вычитанию: аренда в сутки, план (это то, что водитель обязан отдать хозяину машины) - 1000 руб. За полученные 20 заказов – в контору еще 200 рублей. Бензин, влитый в бак (это святая обязанность водилы), 500 руб. приблизительно. Без мелких поломок (типа лампочка перегорела, шиномонтаж) остается 300 рублей в сутки. Сложил курский таксист свои заработанные три сотки в мешок и поволок домой – отсыпаться. Через день ему опять на смену. 


- Стоп-стоп, так получается, он работает 15 суток в месяц. Это значит, что зарабатывает 4500 рублей в месяц?! Негусто… Наверное, частники-то уж должны побольше зарабатывать? 


- Да, должны… Плана у них нет, ездят на собственных машинах. Начинаем считать: две тысячи за смену минус 700 рэ (заказы, бензин) и 150 рублей - выход на линию (с путевым листом от компании, чьи телефоны на его бортах), всего - 1150. Умножайте на 15 смен в месяц = 17250 руб. Далее вычитаем налоги (ведь они теперь ЧП – частные предприниматели с обязательными налоговыми платежами) и уже серьезный ремонт своего авто. Тот же заработок и выходит! Правда, головной боли из-за ремонтов и, соответственно, расходов больше. 


- Раз таксисты так мало зарабатывают, зачем тогда вообще держаться за эту работу? Нашли бы другую! 


- Есть одна маленькая, но очень притягательная для всех водителей, можно сказать, «фишка»: азарт, возможность выиграть в «рулетку» под названием «такси». Его Величество шанс материального утешения, разовой компенсации за все порванные нервы и потраченные силы. Это межгород. Или сорящий деньгами клиент. Или еще что-то вроде этого. Межгород – это поездка на дальнее расстояние, при которой оплата километража почти в два раза выше, чем по городу. За три-четыре часа заработать 2-3 тысячи рублей, согласитесь, здорово. Это и есть таксишное счастье. Возможность словить его крепче стального крючка держит парней на этой каторге. 


- А третья категория – бомбилы? 


- Разношёрстная публика. В начале перестройки, когда машин в стране было мало, а такси - на вес золота, они были востребованы. Некоторые даже сколотили на этой деятельности некоторое состояние. Но потом плотину прорвало. В страну хлынул и иностранный автохлам, и новенькие машинки. Вот тогда, как грибы после дождя, выпрыгнули десятки частных служб такси. С этого момента бомбилы начали «худеть» и злобиться. Чуть ли не с кулаками они набрасывались на таксиста из этих служб, если тот ненароком пристраивался к их «месту кормления»! Теперь уже не так. Все настолько обеднели, что чувство принадлежности к единому нищенствующему классу диктует мирное сосуществование – только очередь к подходящему к ним клиенту остаётся непререкаемым законом. Да, бомбилы реально существуют, но для государства (с его налоговой инспекцией) их нет. Среди них и старожилы, которые только этим заработком и живут, и публика с каким-то уже имеющимся доходом, но желающая ещё нелегально подработать на своей машине. 


Раньше они якорились только в людных местах: на вокзалах, при торговых центрах - со своими заоблачными ценами за проезд. Теперь их начинают группировать централизованно в «невидимых» таксослужбах, назовём их, например, «Таксим». Как это делается? В телефон вбита программа мобильного диспетчера, на экране появляется адрес подачи, стоимость проезда, человек за рулём принимает этот заказ, отвозит клиента, и виртуальный диспетчер снимает с телефонного счета живые десять процентов от стоимости заказа. Всё просто. При этом не нужны ни таксишные шашечки, ни раскраска бортов, ни рация – ничего. Только нормальный автомобиль, телефон и выполнение заказа. Кстати, многие частники, согнувшись под неподъёмными налогами, уже всерьёз задумываются о том, чтобы отказаться от навязанного частного предпринимательства и уйти с головой в «Таксим». 


- Многие пассажиры жалуются, что водители - нервные, грубые, не знают город, хотя все, казалось бы, куряне. Отчего? 


- Не знают город не потому, что без мозгов и памяти, а потому, что опыт надо нарабатывать, а у нас текучка большая. Город же можно хорошо узнать, только когда его закоулки сам ножками протопаешь, то есть колёсиками прокатаешь. Время налёта нужно пилоту. А тут попробует какой-нибудь не потерянный ещё для общества паренек с правами подработать, хлебнёт таксистского «счастья»: отдаст пару раз план после бессонных суток, пересчитает оставшиеся свои 300 рублей, глядишь, и положит ключи от машины на стол механику - только его и видели! Ищет другую работу. 


- Во всех городах США за рулём такси практически одни иммигранты. Такси - это первый надежный заработок и первая ступенька иммигранта к американской мечте. А как у нас? 


- Гастарбайтеров ещё не встречал, все водители местные, курские. А «иммигранты» есть – это мужики в возрасте от 40 и дальше. Они самые долговечные у нас. Старый надёжный советский контингент. Люди образованные, высококвалифицированные в своих профессиях: от преподавателей школ и вузов до высококлассных инженеров и техспецов. Они берегут свои и хозяйские (конторские) машины, так как привыкли с уважением относиться к любой технике, тем более их кормилице. Город они не просто знают – он вырос у них на глазах, половину районов они сами построили по кирпичику. Но в 90-е чубайсы с гайдарами их выкинули на обочину жизни, закрыв КБ, НИИ  и развалив промышленные предприятия. Конечно, зачем нам тот же РТИ (что был одним из крупнейших в свое время в Европе), КЗТЗ, «Волокно», станкостроительный завод и многие другие курские предприятия, если олигархи всё и вся на нефтебаксы в Китае купят и нам же втюхают? Страна – один огромный насос по откачке ресурсов, и вокруг него сервис - парикмахерские, магазины и рестораны! И такси - для того, чтоб до них доехать. Горько это всё… 


Такие мужики держатся за такси железной хваткой, потому что жить на что-то надо, а другую работу в наших реалиях в их возрасте найти непросто. Это поколение напоминает марсиан, у которых из-под ног родной Марс вдруг выдернули и подсунули другую планету, и они на ней, как новоприбывшие иммигранты в Америке, начинали жизнь с нуля – с такси! 


Среди этих советских аборигенов-«иммигрантов» редко-редко, но попадаются бывшие советские таксисты - из нашего курского таксопарка, что был на улице Пионеров. Это не только водители, но и психологи, и переводчики, и гиды по Курску. Их рассказы о прошлой таксишной жизни похожи на сказку о прекрасной и дивной стране фей и нектарных цветов. Представьте: зарплата, все советские привилегии (не чета теперешнему куцему соцпакету), строго регламентированная смена (переработанные часы оплачиваются дополнительно), премии и т.д. И самое увлекательное - план. Сорок два рубля. А после смены – план для сдачи в кассу в правом кармане и план (а то и два не для сдачи в кассу!) в левом. И это при месячной-то зарплате в 150-170 рублей! Поневоле позавидуешь. Я первый раз как послушал – у меня счетчик в машине самопроизвольно выключился и машина полчаса не заводилась. 


- Вообще-то невесёлая картина вырисовывается… 


- Да, картина маслом и тосолом! А если серьёзно, то властям нужно срочно менять своё наплевательское либеральное отношение к этому виду пассажирских перевозок. Согласитесь, это очень ответственная работа. Это не на велике воскресным днём по парку кататься в своё удовольствие! Водитель отвечает за пассажиров, автомобиль, соблюдение правил безопасности на дороге и т.д. Выход видится один – властями должен быть организован государственный городской таксопарк. С жёстким отбором водителей, твёрдой и высокой зарплатой, соцпакетом, строгим отслеживанием идеального технического состояния автомобилей, безопасностью самих водителей (ведь у нас бывает всякое!) и т.п. Водитель по правилам не имеет права работать больше 8 часов подряд. А у нас парни крутят баранку сутки напролёт, а то и по двое. Бывает, клиент садится в машину, а таксист спит на руле. Нормально? Только в таком таксопарке можно собрать настоящих профи и воспитать из молодёжи настоящих асов. Пусть существуют и частные таксомоторные компании, никто не  против. Но при этом у них появится высокая планка качества этой услуги, ниже которой им просто невыгодно будет работать. А пока... как есть, так есть. Пока. Звоните-заказывайте! 


Сергей Прозоров

 

Источник: http://taxilife.ru