В Белгороде вновь появились кол-центры, готовые объединить нелегальных таксистов
На прошлой неделе практически во все редакции белгородских СМИ пришли письма с громким заголовком: «В Белгороде силовым путём приостановлена деятельность службы заказа такси «Максим». «Белгородские известия» провели журналистское расследование и узнали, что за этим скрывается.
По закону
В письмах в редакции объяснялось:
«УМВД по Белгородской области принудило оператора связи «МТел» с 18 ноября заблокировать телефон службы заказа такси «Максим» 77-77-77. В результате действий полиции без работы остались более 170 водителей, работающих на автомобилях с разрешением на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, в том числе 49 белгородских перевозчиков – индивидуальных предпринимателей. Одновременно ночью неизвестные срезали с многоэтажного дома рекламную конструкцию службы заказа».
Мы решили сразу же провести журналистское расследование. Тем более что про рынок пассажирских перевозок мы уже писали и тему эту знаем не понаслышке. Статья «Без шашек и без совести», опубликованная год назад на сайте «БелПресса» и в газете «Белгородские известия», рассказывала о фирмах, пришедших в Белгородскую область и объединивших «бомбил». Тогда так называемые кол-центры, ворвавшиеся в регион, чуть не уничтожили рынок легальных такси.
Однако власти региона предприняли меры для наведения порядка и законности. Совместные рейды полицейских с сотрудниками управления автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области выявили катастрофическую картину: практически девять водителей из десяти не имели даже лицензии, не говоря о других условиях, необходимых для осуществления пассажирских перевозок. Систематическая работа в этом направлении и штрафы, накладываемые на нелегалов, в корне переломили ситуацию. В итоге кол-центры вынуждены были свернуть свою деятельность в нашем регионе.
Один из руководителей легальной фирмы по оказанию пассажирских перевозок рассказал:
«На очередном форуме, где собрались таксисты со всей страны, мы обсуждали проблему кол-центров. Коллеги из других регионов рассказывали, что били машины «бомбил». Протыкали колёса и другими нелегальными способами старались справиться с ситуацией. Когда я сказал, что в Белгородской области мы справились с проблемой законным путём, мне вначале даже не верили!»
Однако спокойствие в нашем регионе продлилось недолго.
Ответственности не несём
Служба заказов такси «Максим», которая обратилась за помощью в белгородские средства массовой информации, оказалась очередным кол-центром. Ещё в своём письме они указали, что оказывают лишь диспетчерские услуги и ничего более. При этом на их сайте скромно в уголочке размещён договор публичной оферты, который клиенты не сразу и заметят.
Тем не менее, этот документ очень интересен. В нём общество с ограниченной ответственностью «Инфосервис», которое и действует под именем «Максим», рассказывает о своих диспетчерских услугах, обязанностях заказчика и порядке расчёта. Но самое интересное описано в главе 7 «Обязанности сторон». Там кол-центр «Максим» во всех пунктах честно признаётся, что не несёт ответственности за перерывы в оказании услуг, за прямые убытки и упущенную выгоду заказчика, а также за неисполнение перевозчиком своих обязанностей. По сути, диспетчерская служба не несёт ответственности ни за что!
При этом в графе «особые условия» указано: «Перевозчик несет ответственность как за выполнение Заказа, так и выполнение указаний Заказчика…» и «Перевозчик несет полную ответственность за причинение ущерба пассажирам, грузам Заказчика в случае ДТП».
Что нужно для перевозок
По закону осуществлять пассажирские перевозки можно лишь при наличии нескольких обязательных условий. Во-первых, нужно обязательно иметь лицензию. Во-вторых, стаж вождения у таксиста должен быть не менее трёх лет. В-третьих, для таксистов предусмотрена специальная страховка, которая дороже обычной в несколько раз и сможет покрыть ущерб в случае непредвиденных обстоятельств. В-четвёртых, в автомобиле должна быть спутниковая навигация. В-пятых, кроме фонаря на автомобиле должна быть цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке. А в самом автомобиле должно присутствовать информационное поле с указанием телефонов контролирующих организаций, а также наличием карточки водителя с фото и фамилией. Плюс удерживающие ремни для детей и бланки строгой отчётности. Ну и водитель такси перед каждым своим дежурством должен обязательно пройти проверку у медика и механика.
Неважно кто
Естественно, всё это делается для максимального обеспечения безопасности пассажиров. Тем не менее, у большинства водителей, сотрудничающих с кол-центрами, ничего этого нет и в помине. В первую очередь из-за того, что для перевозок диспетчеры привлекают всех желающих, зачастую не требуя не только лицензию, но даже не интересуясь стажем вождения! Таким образом, кол-центры просто-напросто объединяют обычных «бомбил», которым рассылают заказы. При этом, как вы уже убедились, сами диспетчеры ответственность ни за что не несут, перекладывая всё на водителей, решивших незаконно подзаработать.
Заместитель начальника управления автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области Алексей Куропов объяснил работу такси «Максим»:
«Такси это появилось в Белгороде в конце августа. В сентябре они пришли в Старый Оскол. Система по сравнению с системой кол-центров, с которыми мы боролись меньше года назад, практически ни в чём не изменилась. Что была с «Вези такси», что сейчас. Водителю скидывают программу. Расчёты с водителем проводят через платёжные терминалы. Тот получил на смартфон заявку и отметил, что будет исполнять. Диспетчерский центр «Максим» считает, что на этом всё. И даже не утруждает себя тем, чтобы разобраться, а кого он собственно нанял? Каков стаж у этого водителя? А что у него за транспорт? Хотя формально водитель анкету заполняет и всё это указывает, у нас нет информации, что они хоть кому-то отказали».
Учат уходить от ответственности
При организации работы у диспетчерской службы отличий от предыдущих кол-центров нет. Однако эти отличия есть в другом.
«По той информации, что мы имеем, – рассказывает Алексей Юрьевич, – сотрудники кол-центра уже отрабатывают систему противодействия. Водитель инструктируется. Ему говорят: «Если тебя задержала полиция, то ты протокол не подписываешь, говоришь, что никакого отношения к такси не имеешь. Откуда СМС – не знаешь. Ехал, увидел людей и решил их подвезти. Делаешь это первый раз и не собирался этим заниматься». То есть водителя учат, как уходить от ответственности. Это говорит о том, что они чётко осознают, что делают. Понимают, что нарушают закон, и инструктируют водителя, как он должен в случае поимки себя вести.
Вводят в заблуждение?
Вообще, если говорить конкретно о диспетчерской службе «Максим», то в Белгородскую область они вошли вальяжно и со вкусом. По нашим сведениям, только за два телефонных номера в Белгороде и Старом Осколе кол-центр заплатил больше миллиона рублей. Плюс аренда помещений для офисов. Ну и развернули огромную рекламную кампанию. Реклама диспетчерской службы шла чуть ли не по всем белгородским радиостанциям. А на улицах развешивались огромные рекламные плакаты, с которых милая девушка, многообещающе улыбаясь, вещала: «Только «Максим».
Алексей Куропов считает, что и здесь есть много вопросов. Но уже к тем, кто эту рекламу распространяет:
«Мы считаем, что реклама эта незаконная, потому что она вводит в заблуждение потребителя. Потребитель нюансы не знает. Он видит на рекламе лишь слово «такси». И считает, что вызывает себе легального перевозчика. А служба заказа такси «Максим» заявляет, что они не такси, но при этом не пишет в рекламе «информационная служба заказа автомобилей «Максим», потому что понимают, что в этом случае им потенциальные пассажиры звонить не будут».
Почему недопустимо
Для управления автомобильных дорог есть два главных аспекта недопустимости такой организации пассажирских перевозок. Об этом и рассказывает Алексей Юрьевич:
«По сути, вся цепочка приёма заказа и перевозки пассажиров неразрывная. Если диспетчерская служба взялась оказывать эти услуги, то должна и отвечать за качество, чего они не делают. По сути, они выступают организаторами незаконной схемы и способствуют водителям, не имеющим права на пассажирские перевозки, возить людей. Эта схема подразумевает заработок без уплаты налогов. То есть обман государства. И если «бомбила» возил бы кого-то от случая к случаю (что тоже нехорошо), то они дают ему возможность заниматься этим системно. И что самое непонятное – почему люди не хотят легально работать. Разрешение сейчас совсем просто получить. Если собственный автомобиль – потребуется всего два документа: паспорт и свидетельство на транспортное средство. Если автомобиль чужой – то доверенность либо договор аренды. Если сам на себя работаешь – нужно ИП открыть. Но и это необременительно».
Сейчас ни требований каких-то нереальных, ни барьеров нет. Государство идёт во всём навстречу. Только легально работай! Но ведь нет – ищут какие-то незаконные схемы. Однако всего важнее безопасность пассажиров. Дело в том, что диспетчеры и сами не имеют понятия, кто и на чём приедет к заказчику. И ставят под угрозу здоровье и жизнь пассажиров. И когда говорят, что только оказывают информационные услуги, то это то же самое, как если я расскажу, как бомбу собрать и куда положить, но при этом ответственность за то, что она взорвалась, на себя не возьму. По сути, можно говорить о пособничестве. Ведь чтобы были обеспечены максимально возможные условия для сохранения жизни и здоровья пассажиров – должна быть легальная схема.
В рейде
О том, какие «таксисты» работают с диспетчерской службой «Максим» – разговор особый. В пятницу вместе с сотрудниками Управтодора и полицейскими мы были в рейде. Белгородец с четырёхлетним сыном позвонил в такси «Максим» и вызвал машину. Через несколько минут ему на телефон пришло СМС с указанием государственного номера и марки автомобиля. А вскоре подъехал и сам автомобиль – старенькая «девятка». В это время мы ждали «таксиста» в точке прибытия.
Когда государственный инспектор технадзора ГИБДД УМВД России по городу Белгороду Борис Ивашов остановил транспортное средство, мы только ахнули. Ребёнок был не пристёгнутым. Резина на машине «лысая». Да ещё и разная. У самого водителя лицензии не было. Полицейский только руками развёл. За два грубейших нарушения правил дорожного движения выписал два протокола, которые передал участковому уполномоченному. А тот составил ещё один протокол по статье 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)». В среднем водитель «попал» как минимум на пять–шесть тысяч рублей.
По инструкции
При этом я увидел в действии инструкцию от кол-центра, о которой мне рассказывали в Управтодоре. Водитель упрямо утверждал, что он не занимался пассажирскими перевозками.
– А кто эти люди? – спросил я его.
– Решил подвезти.
– Тогда как вы объясните, что диспетчерская служба прислала СМС именно с вашим госномером и маркой автомобиля?
– Никак.
– Но откуда у них ваши данные?
– Не знаю.
– А деньги вы брали за перевозку людей?
– Нет.
С деньгами разобрались быстро. Полицейские попросили предъявить сторублёвые купюры и среди них в присутствии понятых сразу же нашли заранее помеченную. Но как она оказалась у водителя, тот также «не смог» пояснить. И «молотил» по схеме: «Ехал. Увидел людей и решил подвезти. Делаю это в первый раз».
Вряд ли, правда, схема эта поможет «бомбиле». С такой доказательной базой ни один суд не оправдает.
Руки будут развязаны
Чтобы проверить схему такси «Максим», я решил сам попробовать устроиться к ним на работу. Позвонил и сказал, что хочу заработать.
– Какой автомобиль у вас? – спросил мужчина на другом конце провода.
– «Лада Калина».
– Какого года выпуска?
– Десятого.
– Стаж вождения?
– Восемь лет.
– Лицензия есть?
– Да вот лицензии нету. Я ж и хотел у вас спросить, какие документы нужны…
– Смотрите, сейчас идут проверки. Водителей такси по всему городу проверяют. Так что сейчас пока мы водителей без лицензии не берём. Если планируете работать, вам бы нужно сделать лицензию сначала. И тогда мы вас трудоустроим без проблем.
– Да я узнавал – это ИП надо открывать…
Однако диспетчер меня уверил, что ИП открывать не надо. Есть, мол, у них один человек «ипэшник», который поможет сделать лицензию:
«И тогда вы сможете в любой службе заказа работать. Даже с остановок людей подбирать. Уже руки у вас будут развязаны. Сделаете через этого человека. Мы вам поставим программу. У вас будет свой лицевой счёт специальный. Выполняете заявку, и с него автоматически списывается десять процентов. То есть даже заезжать и сдавать кассу вам не нужно будет».
Естественно, «автоматический» режим подразумевает, что новоявленного таксиста перед выездом ни медик, ни механик проверять не будут.
Безопасность
В свете рейда и моего «устройства» на работу в «Максим» становятся понятными разговоры о безопасности пассажиров. Мужчина, перевозящий на совершенно «убитом» автомобиле пассажиров, вполне мог угробить людей. Механик перед выездом его машину явно не осматривал. Да и медик водителя – тоже. Потому такие «таксисты» могут быть и пьяными, и в состоянии наркотического опьянения. И вызывать такого водителя – действительно плясать на бомбе. И самое главное – никто ни за что не отвечает…
Сколько можно потерять
Но и экономический вопрос списывать со счетов нельзя. Кол-центры грозят просто-напросто уничтожить легальный рынок такси. За счёт того, что они экономят на налогах, на страховке, на медике и механике, диспетчерские службы спокойно демпингуют цены на пассажирские перевозки. И этим самым делают себе неплохую рекламу у населения. Ведь люди зачастую даже не подозревают, чем им грозит небольшая экономия. Ну а кому захочется работать по правилам, если можно делать то же самое, не платя налогов и не соблюдая никаких правил? А ведь сейчас у нас в области, по официальным данным, 5 613 автомобилей осуществляют перевозку пассажиров и багажа в качестве легкового такси. А это более 5,5 тысяч рабочих мест.
Теперь экономические выкладки. Получение разрешения стоит 2 150 рублей. Взносы в Пенсионный фонд с машины составляют 10 363 рубля. Единый налог на вменённый доход (в просторечье «вменёнка») – 12 640 рублей. Итого за год получается 23 433 рубля. Вроде и немного с одной машины за год выходит. В месяц это чуть более двух тысяч. Но если умножить эти выплаты на количество легальных машин, то получаем сумму более чем в 131 миллион рублей! Именно столько легальные таксисты в нашей области ежегодно отчисляют государству. Плюс страховка таксистская около 10 тысяч рублей стоит, вместо 2 тысяч у обычных автолюбителей. Короче, суммы серьёзные. А служба заказа такси «Максим» (для примера) за несколько месяцев всего несколько тысяч рублей налогов перечислила. Они, видимо, предпочитают деньги на рекламу да на номера «блатные» тратить. И водители такие, как остановленный нами мужчина на «девятке», налоги платить тоже не хотят. Потому потери подсчитать несложно. А это дороги, садики, зарплаты бюджетникам и другие социальные затраты.
В рамках законодательства
Кстати, по поводу полиции, которая якобы людей без работы оставляет. В УМВД России по городу Белгороду нам пояснили, что на действия службы заказа такси «Максим» поступило два заявления. Одно от управления автомобильных дорог, а второе коллективное от легальных фирм, занимающихся пассажирскими перевозками. Эти заявления и послужили поводом для проведения проверки на предмет незаконной предпринимательской деятельности. Проверку проводит отдел по борьбе с экономическими преступлениями. По результатам проверки будет принято процессуальное решение. Источник в полиции нам сообщил:
«Действуем мы строго в рамках действующего законодательства. Могу сказать, что сотрудники ООО «Инфосервис» («Максим») ссылаются на то, что работают в других регионах, и их никто не трогает. Приезжали их юристы из Тюмени. Мы им ответили, что если где-то и что-то спускают на тормозах, то это не значит, что вы можете нарушать нормативные акты и на территории Белгородской области».
Ещё вопросы
Диспетчерские службы, ни за что не отвечающие, почему-то все, как одна, не из нашего региона. Диспетчерская служба такси «Максим», если верить Интернету, находится в городе Кургане. Однако юристы приезжают из Тюмени.
Есть и другие службы такси, тоже, кстати, не из нашего региона, которые вызывают у нас серьёзные подозрения. Надеемся, что в статье мы доходчиво объяснили, почему нужно опасаться недобросовестных перевозчиков. А как определить правильных, легальных таксистов, смотрите на инфографике.