«Ты отвези меня туда…»

«Ты отвези меня туда…» 09.03.2016

Жизнь нижегородских таксистов вполне можно описать статусом из социальных сетей: «Всё сложно». Доходов мало, затраты на обслуживание автомобилей большие. Совсем недавно водители такси «Везёт» устроили акцию протеста из-за понижения стоимости поездки и не вышли на рейсы. При этом всё осталось по-прежнему: маркетинговая служба и клиентоориентированность фирм оставляет таксистов без должного заработка, откровенно демпингуя. Страдают от нерегулируемого рынка такси, конечно же, пассажиры. Что происходит сегодня с социально значимой службой такси, с помощью экспертов выясняли «Патриоты Нижнего».


Никто и ни за что


Что такое такси сегодня? Первое, что должен понимать и знать пассажир, это то, что официальных служб такси у нас в городе не так уж и много – это «Новое» компании «Нижегородец» и «Дубровка». Эти фирмы имеют собственный парк, а водители перед рейсом проходят медобслуживание, все остальные такси – диспетчерские службы, выполняющие посредническую функцию. Есть ещё лицензированные водители, которые выполняют функции таксистов, но при этом не работают на диспетчеров, и так называемые «бомбилы» – водители, которые работают на себя, но никак не оформлены юридически.


такси в Нижнем Новгороде

Многие водители в ожидании клиента могут провести полдня


Второе и самое главное: диспетчерские службы и тем более «бомбилы» ни за что не отвечают. Ни в федеральном законе «О такси», ни в уставе автотранспорта, ни в правилах пассажирских перевозок таких терминов, как «служба заказа» или «диспетчерская», просто нет. Принимающие заявки интернет-ресурсы, помогающие «встретиться» заказчику и исполнителю услуги, тоже не попадают в правовое поле. Опять-таки из-за банального отсутствия понятия «информационный сервис». Поэтому в случае ДТП, травмы и так далее они ни за что не отвечают. А ведь претензий со стороны пассажиров к таксистам немало – достаточно открыть нижегородские форумы, и вы увидите множество историй о том, как таксист курил за рулём, ругался матом, привёз не туда или сильно опоздал.


Уполномоченным органом по организации деятельности легкового такси является министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области. Но оно также не отвечает за диспетчерские службы. «Диспетчерские службы (такси “Сатурн”, такси “Везёт” и так далее) оказывают информационные услуги и не являются перевозчиками, поэтому министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области их деятельность не контролируется. Основная функция уполномоченного органа – это выдача разрешений владельцам такси, проведение ежегодных плановых проверок, а также внеплановых проверок по обращениям», – говорится в ответе министерства транспорта Нижегородской области на запрос «Патриотов Нижнего».


Получается, делая заказ в диспетчерскую службу, пассажир не имеет никаких гарантий того, что поездка пройдёт успешно, а водитель будет трезвым и здоровым. «В основном в таких службах трудятся “подработчики”. Вот представьте, сидит он дома, потом думает, дай поработаю, выходит и вас везёт. Кто его проверял перед рейсом – никто. А у нас люди привыкли рисковать всем, даже своим здоровьем», – поделился с изданием Сергей Крайнов, директор службы пассажирских перевозок компании «Нижегородец». Хотя нормами закона прописан и путевой лист, и наличие таксометра в машине, и осмотр самой машины механиком.


«Ваш заказ принят. Ожидайте»


В одном из материалов федеральных СМИ о такси в России отмечается, что «напрочь нелегальный рынок такси России – абсолютный чемпион рынка труда по невероятно огромному и стабильному спросу на водителей». И то верно: диспетчерская служба заработает, только если линия вызова такси будет завалена звонками, а этого можно добиться лишь жёстким демпингом, не имеющим ничего общего с экономикой региона.


такси в Нижнем Новгороде

По стоимости поездка в такси  «Сатурн» приближается к поездке в общественном транспорте


– Есть понятие «служба такси», которая имеет тахографы и утверждённый тариф. А есть огромное количество автомобилистов, которые сами регистрируются в интернет-приложениях и работают, – комментирует Игорь Михайлушкин, руководитель отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД по Нижегородской области. – И здесь законодательство отстаёт от требований сегодняшнего дня: цифровая техника шагает быстрее. Но человека, зарегистрировавшегося в «Яндекс-такси», всегда можно отследить: он также привязан к маршруту, существует электронный протокол – куда и откуда вас привезли.


У председателя комиссии Гордумы по транспорту и связи Алексея Гойхмана в отношении диспетчерских служб совершенно другое мнение.


– Достаточно спросить: а кто у них проверяет водителя перед выходом на линию? Никто. А значит, он не имеет права оказывать эти услуги, – констатирует Гойхман.

Тему продолжает Сергей Крайнов:

– И при этом, если вы захотите узнать статистику ДТП с участием диспетчерской службы, вы не найдёте этих цифр. Только официальное такси может их предоставить.


О чём грустит водитель?


Пока диспетчеры и легальные представители бизнеса делят нишу и тянут на себя одеяло клиента, водители в размышлении. К сожалению, таксисты службы «Везёт» с «Патриотами Нижнего» разговаривать отказались. Зато о своих насущных проблемах рассказали таксисты, работающие частным образом.


– Самая большая проблема сейчас – это нехватка клиентов, – признаётся Николай, таксующий возле Московского вокзала, грустно вспоминая тучные годы. – Бензин, амортизация машины, а клиент хочет ехать за копейки. Съездил на Мещеру за 400 рублей и приехал назад, полдня стою просто так.


Вместе с ним его коллега, Валерий. Сейчас ему 57. Всю жизнь проработал таксистом.

– И рад бы поменять работу, – говорит он, – да возраст уже не тот: все, кому больше сорока, сейчас не котируются.


– Сегодня каждый почувствовал на себе, как снизились доходы, а время, проведённое на работе, увеличилось. И хамство со стороны пассажиров тоже: некоторые, доехав до пункта назначения, вовсе не платят, да ещё и хвастают этим в соцсетях, обучая премудростям такого проезда других, – рассказал Андрей Дементьев, водитель одной из диспетчерских служб. – А такая установка, что клиент всегда прав, лишает водителя возможности поставить на место пьяного хама: тут же соцсети, обсуждение на формах – и ты опять виноват.


Водитель, похоже, скоро будет виноват ещё больше. Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков недавно заявил о своём новом законопроекте, который будет регулировать перевозки пассажиров в легковом такси. Основной «фишкой» проекта будет увеличение штрафов для водителей такси – нелегалов. При этом опять-таки в отношении пассажиров, не оплативших проезд или нагрубивших водителю, депутат не предлагает ничего.


И, конечно, самое ужасное, это выросшие цены на запчасти и бензин.


– На сто процентов произошло удорожание запчастей, – рассказал Сергей Крайнов. – А средняя машина стоит 500 тысяч рублей, при этом, по словам таксистов, её амортизация – сто тысяч рублей в год, то есть примерно 500 рублей нужно заработать в день, чтобы только покрыть амортизацию.


– Существует такое базовое понятие, как себестоимость товара или услуги, – рассказывает Владимир Домрачёв, заместитель председателя Нижегородского территориального отделения профсоюза «Таксист». – В сфере такси себестоимость равна одному километру пробега, а сам километр пробега испокон века рассчитывался исходя из стоимости одного литра бензина. Самый дешёвый бензин сегодня – А92 – стоит 34 рубля 67 копеек. То есть один километр пробега должен стоить порядка 35 рублей. Только в таком случае мы можем говорить о какой-то рентабельности перевозок. Сегодня по городу километр пробега составляет от шести до 18 рублей.


Законы рынка


– В советские годы было только легальное такси: попробовали бы вы таксовать нелегально, остановила бы ГАИ, и сразу бы лишились прав, – комментирует Сергей Крайнов. – Однако жизнь уже давно поменялась. И новое время подарило нам очень много «мастеров», за которыми никто не следит, в том числе водителей, скованных жёсткими рамками выживания.


Игорь Михайлушкин напоминает, что и шофёр раньше был штучным товаром, элитной профессией, сегодня же водители оказались на низшей ступени социальной лестницы, а сама профессия уже считается вымирающей.


– Да, мы живём в рыночном государстве, в котором возрастает конкуренция, – говорит Михайлушкин. – Если в прошлые годы, например, перевозками занимались, условно, пять компаний по тарифам тысяча рублей за километр, то сейчас этим занимается тысяча компаний по цене пять рублей. Для потребителя конкуренция – это хорошо, потому что, голосуя рублём, он выберет «Везёт». Водитель же не хочет работать по низким тарифам, а высоких ему никто не предлагает. Рынок тем и хорош, что у нас существует и «Везёт», и «Гетт», и «Нижегородец». И человек может выбирать.


С представителем ГИБДД категорически не согласен Сергей Крайнов:

– А где конкуренция? Когда мы говорим о конкуренции, мы подразумеваем равные условия. В нынешней ситуации равных условий я не вижу: диспетчерские службы, которые устанавливают тарифы, не имея понятия о транспорте вообще, и легальное такси, в котором перед каждым рейсом машину проверяет механик, а у водителя есть путевой лист, конкурировать не могут. Это можно назвать так: рынок отрегулирует сам себя. Чтобы навести порядок в службе такси, прежде всего должно быть только желание власти.


Источник